Санкционный антрацит с дисконтом

Министерство финансов США, точнее его подразделение OFAC, ввели санкции против нескольких российских компаний горно-металлургического сектора. Эти меры мотивированы желанием ограничить доходы России и промышленную базу оборонного комплекса. Среди компаний, попавших в SDN список, оказались 12 структур компании «Сибантрацит», включая и головную структуру компании компанию «Сибкапитал». Она является владельцем угольного холдинга.

«Сибантрацит» является крупнейшим производителем и экспортером высококачественного антрацита, имеющим добывающие предприятия в Новосибирской и Кемеровской областях. В 2022 году объем добычи компании оценивался в 25 миллионов тонн. Более свежих цифр компания не раскрывала.  Хотя точные цифры экспорта не разглашаются, в январе 2022 года было сообщено, что 90% производимой продукции направляется на экспорт. Среди основных рынков сбыта названы Китай, Индия, Южная Корея и Европа. В 2021 году объем экспорта в Китай составил 8,4 миллиона тонн.

«Сибантрацит»  -  не единственный российский угольщик, который попал под наиболее жесткие санкционные ограничения. В феврале 2024 года в SDN листы попали «Мечел» и «СУЭК». По экспертным оценкам на их долю приходилось до 20% всего российского угольного экспорта.

Что меняется для «Сибантрацита» и его контрагентов после попадания компании в SDN-лист?

Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов:

«Введение блокирующих санкций в отношении какого-либо лица приводит к тому, что американским лицам запрещается взаимодействие с ним, а именно получение или предоставление таким лицам средств, экономической выгоды, товаров и услуг. С точки зрения операционной и торговой деятельности это выражается, в первую очередь, в сокращении рынка сбыта и потенциальных контрагентов, с точки зрения финансовой деятельности - в невозможности осуществить оплату в долларах США, открыть счет в американском банке. В результате повышения санкционных рисков, связанных с взаимодействием с данным лицом, данные препятствия возникают даже при осуществлении деятельности в “дружественных” юрисдикциях.

Формально дружественные юрисдикции, в том числе Китай, Индия и Корея, которые являются основными рынками сбыта Сибантрацит, не обязаны соблюдать санкции США. Вместе с тем блокирующие санкции США, несомненно, создают препятствия для такой деятельности.

Во-первых, санкции США делают фактически невозможным проведение оплаты в долларах, даже в сделках без участия американских лиц и товаров: платежи в долларах в любом случае обрабатываются финансовыми учреждениями США. В этой связи, Сибантрациту, вероятно, придется осуществлять платежи в альтернативных валютах, например, в юанях.

Во-вторых, взаимодействие с SDN действительно создает для контрагентов повышенные санкционные риски, и полностью исключить этот риск невозможно. Например, в результате взаимодействия с Сибантрацитом, санкции в отношении иностранного лица могут быть введены за оказание материальной помощи, спонсорство или предоставление финансовой поддержки подсанкционному лицу.

Повторимся, что исключить данный риск невозможно, однако его снижению может способствовать организация сотрудничества таким образом, чтобы исключить предоставление выгоды подсанкционному лицу в обход санкций США. Например, риск введения санкций будет выше, если в дальнейшем иностранные контрагенты поставляют уголь другим иностранным лицам, скрывая происхождение угля от подсанкционного лица.

Трудности могут возникнуть и с точки зрения логистики: специфика отрасли морских перевозок предполагает усиленную проверку контрагента с точки зрения санкционных и комплаенс-рисков и может привести к тому, что не все компании по перевозке, даже если они не являются американскими лицами, согласятся осуществлять перевозку в интересах подсанкционного лица. Круг потенциальных перевозчиков еще более сужается с учетом необходимости проведения платежей без участия американского банка-корреспондента.

Сибантрацит сохраняет возможности для финансирования своей деятельности в финансовых институтах, не связанных с США. Однако, вероятно, и эти возможности существенно сократятся на фоне введения санкций. Дело в том, что, как правило, крупные банки, имеющие достаточное количество ресурсов для финансирования больших промышленных проектов, так или иначе связаны с США: в частности, через корпоративную структуру или лиц, входящих в руководящие органы. Даже в отсутствие такой связи, риск отключения от американской финансовой системы при взаимодействии с подсанкционным может расцениваться такими банками как неоправданный».

Доцент ИМЭБ Экономического факультета РУДН Хаджимурад Белхароев:

«Включение в список SDN, физических и юридических лиц, означает, что американские граждане и компании зарегистрированные в США, не имеют права взаимодействовать с членами попавшими в этот список. Любая организация и/или физическое лицо, продолжившая сотрудничество с подсанкционными лицами, лишается возможности вести экономическую деятельность в США. Финансовые учреждения, при попадании обслуживающего клиента или предприятия в список SDN, накладывают запрет на осуществление финансовых операций в любых валютах. Список SDN - по своей выраженной сути, является неблагожелательным черным списком, который имеет цель, максимального ограничения экономической деятельности на территории США и его за пределами.

Иностранные компании, которые зарегистрированы в странах изначально не поддержавших ограничительные меры против России, взаимодействуют с российскими производителями, используя различные механизмы обхода санкционных мер.

Крупные финансовые учреждения и/или промышленные предприятия дружественных России стран, поставляющие товары и услуги на американский континент и в Еврозону, вынуждены прибегать к различного рода схемам, по которым удается взаимодействовать со всеми участниками глобального рынка.

Ограничительные меры, негативно влияют на рыночное ценообразование, осуществление экспортно-импортных торговых операций, через посредников из третьих стран и/или временно учрежденных для этой работы компаний, сказывается существенным удорожанием стоимости конечного продукта.

В современном мире, любые санкционные меры, при желании обеих сторон готовых к взаимовыгодному сотрудничеству – обходятся, углеводородное сырье и иную продукцию российских производителей, недружественные страны, приобретают у третьих стран.

После выхода загруженных судов, из морских портов России, по предварительной договоренности, меняются исходные данные о стране производителе перевозимого груза, морские транспортные средства, без каких либо проблем заходят в территориальные воды недружественных России стран, пришвартовываясь к портовым терминалам, в обычном режиме, осуществляют все необходимые погрузочно-разгрузочные работы.

Западная военно-политическая коалиция, преднамеренно вводят ограничительные меры, против системаобразующих в отрасли компаний, к которым относится «Сибантрацит». В настоящее время, угольная продукция российских производителей, в основном поставляется на рынки дружественных России стран, при этом особо выделяются Китай и Индия.

Сибантрацит, как и другие российские компании осуществляют свою деятельность в достаточно сложных условиях, когда нерыночными инструментами ограничивается доступ на мировые товарные рынке. При осуществлении финансовой и иной деятельности, подсанкционным отечественным предприятиям приходится изобретать различные механизмы, по которым они взаимодействуют с контрагентами, что дает им возможность по финансированию своей профильной деятельности.

Угольная отрасль в целом, нуждается в целенаправленной государственной поддержке, в которую необходимо включать: таможенные и налоговые преференции, заемные финансовые ресурсы на льготной основе, специальные тарифы перевозки грузов на РЖД. Указанные меры, помогут отрасли избежать развития кризисных ситуаций, при развитии которых отрасль погрузится в стадию стагнации и рецессии. Озабоченность и выводы комиссии Госсовета по энергетике о том, что угольная отрасль на пороге серьезного кризиса, который спровоцирует убытки порядка 450 млрд рублей, сделаны с учетом сложного экономического состояния отрасли.

Все вложенные в отрасль финансовые ресурсы, в долгосрочной перспективе окупятся, в виде таможенных и налоговых отчислений, угольная продукция востребована на мировом товарном рынке и имеет перспективу дальнейшего роста». 

Что меняется для российской угольной отрасли с попаданием ее крупнейших игроков под американские санкции?

Независимый промышленный эксперт, доктор экономических наук Леонид Хазанов:

«Для «Сибантрацита» ключевым направлением продаж является экспорт – на его долю приходится до 90% сбыта угля. Из общего же объема добычи, который можно оценить в 22-24 млн тонн в год, порядка 3-5 млн тонн могло отправляться в Индию, 10-12 млн тонн – в Китай, остальное – в Южную Корею, Японию, на Тайвань и др. Соответственно, основным рынком для «Сибантрацита» была Азия.

Теперь же после введения против «Сибантрацита» санкций со стороны США, часть его клиентов может отказаться от дальнейшего сотрудничества, часть – перейти на закупки через трейдеров. В любом случае доходы «Сибантрацита» могут существенно снизиться, так как потребители могут потребовать приличных дисконтов – до 20-30% от цены.

Переориентироваться на российский рынок у «Сибантрацита» вряд ли получится: ему попросту не надо столько угля, да и покупатели тоже могут попросить скидок. Перспективы же наращивания экспорта на новые рынки туманные – вряд ли кто-то может заменить Индию или КНР. Похоже «Сибантрацит» ждут непростые времена».

Главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов:

«Основные поставки антрацита распределялись между Китаем, Индией и Южной Кореей. Общий объем отгрузок составлял порядка 15-16 миллионов тонн на эти рынки. По направлениям точные цифры сложно назвать, но примерно можно сказать следующее: около 60% отправлялось в Китай, 30-40% - в Индию, а 30% и 10% - в Южную Корею.

Индийское направление является одним из самых новых в структуре сбыта антрацита. В прошлом году многие участники рынка заметили значительный рост поставок антрацита в индийский сегмент, что, возможно, привело к снижению цен на данную угольную разновидность. На индийском рынке спрос как на антрацит, так и на уголь в целом, высок, поскольку антрацит применяется в основном для обогащения угля в доменных печах.

Санкции США в отношении российских компаний также не удивили, как и включение антрацита в список запрещенных товаров. Американцам нужно продавать свой антрацит, который является более дорогим и менее качественным, чем российский. Природа антрацита такова, что он добывается очень глубоко, что наблюдается в различных регионах, включая ДНР, ЛНР, Ростовскую область, Южную Африку и США. Везде осуществляется подземная добыча этого ископаемого.

Россия добывает антрацит в Кемеровской области. Эти месторождения позволяют добывать качественный уголь прямым способом. Американцы не могут конкурировать в этом секторе честно, поэтому они прибегают к уловкам, чтобы поднять цены на антрацит. Недавно цены упали до 120-135 долларов за тонну, что очень низко для антрацита на мировом рынке. В прошлом году цена была выше - 180-170 долларов за тонну. Таким образом, действия США снижают экспортный потенциал России. Однако, главным нарушением является попытка повышения цен на антрацит и изгнание российского угля с рынков Азии, с целью представить собственную продукцию. Для них это становится прямым конкурентом. Однако, в реальности, мы уже давно были готовы к такому развитию событий, учитывая предшествующие санкции. Более того, после сойка и мечела, стало ясно, что мы все попадем под санкции.

В общем, защитным решением было создание большого числа тренинговых структур, продаваемых на рынке. Мы будем продавать уголь. Естественно, это не значит, что эти структуры не попадут в санкционный список США. Конечно, они попадут. Но, учитывая их множество и малый размер, у нас нет особых потерь. Они будут попадать в санкционный список и, соответственно, уходить из бизнеса, а на их место будут приходить новые. Это классическая схема торговли, которая позволяет обойти санкционные ограничения США.

Конечно же, удар будет ощутимым.

Разумеется, возникнут трудности с переориентацией, особенно в Индии, где местные жители чрезвычайно чувствительны и до сих пор считают, что западные рынки представляют для них возможность процветания, подобную той, которую когда-то предоставил Китаю. В связи с этим существует риск уменьшения объема добычи компании из-за неудач в Индии. Но с учетом подготовки к такому развитию событий и демонстрации коллегами возможности продолжения работы даже при трудностях, можно рассчитывать на то, что окончательное сокращение добычи по текущему году не превысит 2-3% в годовом выражении.

Однозначно, при введении дисконта, вероятно, будут запрашиваться скидки в размере 10-15%. Кроме того, проблема заключается в том, что часть прибыли от поставок угля будет оставаться в тренинговых структурах, что также неполезно, и их будет довольно сложно вернуть обратно в материнскую компанию. Издержки, безусловно, возрастают, рентабельность бизнеса снижается, но благодаря низкой себестоимости, эта компания сможет выжить, конечно, не так успешно, как до введения санкций, но стабильность сохранится восточном направлении.

Поэтому можно сказать, что в ближайшее время переориентация будет двигаться в сторону китайского, вьетнамского, южно-восточного и южного рынков. И страны Юго-Восточной Азии, вплоть до Бангладеша и Индонезии. Однако, в течение полугода, вероятно, поставки вернутся на индийский рынок, но уже не напрямую, конечно, а через большое количество посредников».