Доедут ли металлы на Восток?

Одной из главных тем завершившегося на днях Восточного экономического форума ожидаемо стала глобальная переориентация российской экономики на восточные рынки. И если наладить партнерские связи с восточными партнерами, кажется, удается, то вопрос логистики все еще остается открытым. Инфраструктура восточного направления просто-напросто не справляется с резко возросшим грузопотоком.  Как следствие грузы, предназначенные для азиатских рынков, поставляются через железнодорожную инфраструктуру и порты Северо-запада и Юга. Это делает экспорт фактически нерентабельным из-за стоимости и сроков логистики, а развития Восточного полигона уже многократно переносились.

О необходимости наращивать инфраструктуру и грузопоток на Восток говорил и президент России Владимир Путин во время своего выступления на Восточном экономическом форуме. В ходе своего выступления на полях форума глава государства подчеркивал, что объемы перевозок на Восток будут расти, как и, соответственно, инфраструктурные возможности Восточного полигона (БАМ и Транссиб). Цель до 2024 года, озвученная Владимиром Путиным, - рост пропускной способности на 40 млн тонн.

По экспертным оценкам, порядка 80% промышленных производств и существенные доли принципиальных для экспорта природных ресурсов страны (нефть, газ, уголь, лес, черные и цветные металлы) расположено как раз в регионах, через которые проходят БАМ и Транссиб.

Вынуждены перенаправлять грузы в Азию и металлурги. По оценкам отраслевой ассоциации «Русская сталь», российским сталеплавильщикам придется переориентировать до 4 млн тонн продукции на азиатские рынки. Переориентация поставок в Азию обойдется компаниям в 17 млрд руб. ежегодно из-за значительного увеличения расстояния доставки: с 2,3 тыс. до 7,9 тыс. км. Компании экспортеры и грузоотправители потеряли доступ к морским и сухопутным путям через Украину, инфраструктура «захлебывается». Необходимо строительство глубоководных терминалов в Новороссийске, в Тамани.  «Последнее постановление: везем на восток металл. Почему? Дорого стоит. Высокая добавленная стоимость. А как мы можем везти его в Китай? Только через глубоководные порты. Нужны глубины не мене 18-19 м, чтобы грузить кейпсайзы 180 тыс. тонн. Нужно и расширение восточного полигона РЖД», - описывал еще в начале лета ситуацию с инфраструктурой в восточном направлении глава «Металлоинвеста» Назим Эфендиев. Бизнес готов везти продукцию на восток, азиатские рынки готовы ее принять, но все упирается в отсутствие необходимой инфраструктуры, добавляет он. Бизнес готов инвестировать в решение этой проблемы (подробнее об этом мы уже рассказывали в нашем материале "Ориентация на стройку и технологии: Как текущий кризис может стимулировать потребление металлов на внутреннем рынке").

Однако на текущий момент работы, направленные на расширение восточного направления грузоперевозок недостаточны, констатирует глава «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Сам глава государства признавал, что были допущена ошибки с теми темпами реализации проекта, которые были взяты. Есть критическое основание от изначальных планов по пропускной способности, напоминает эксперт. В текущей же ситуации все осложняется еще и тем, что теперь одновременно происходит и строительство недостающей инфраструктуры, и резкое увеличение грузопотока, описывает ситуацию Михаил Бурмистров. Начиная со следующего года к этому добавятся еще и дополнительные риски, связанные с импортом комплектующих для локомотивов. Да, сейчас российские компании пытаются обеспечить максимальную степень локализации, но это невозможно на 100%, продолжает он. Что касается портовой инфраструктуры, она, как ни странно, является менее «узким местом», чем железнодорожная, отмечает Михаил Бурмистров. Хотя необходимо строительство специализированных терминалов и расширение площадей хранения, признает он.

Однако нельзя забывать, что все основные санкционные ограничения в этом году пришлись на второе полугодие, в следующем году эти проблемы будут с начала года. Поэтому заявленные уровни увеличения пропускной способности на 40 млн тонн грузов - критически недостаточно, предостерегает эксперт. «Тот уровень санкционного давления, который сейчас оказывается на Россию, далек от максимального. Он будет усиливаться и расширяться, охватывать все новые отрасли экспорта. Это нужно учитывать при реализации проекта»,  -  заключает Михаил Бурмистров.   

Справка: Как расширялся Восточный полигон

Второй этап развития Восточного полигона РЖД начала еще в 2018 году. По официальным планам, к 2024 году провозная способность магистрали должна увеличиться до 180 млн т. Транзитные же контейнерные перевозки и перевозки жд-транспортом должны вырасти в четыре раза. Такое расширение приведет к значительному сокращению временных затрат на поставку грузов по этому направлению: семь дней вместо двух недель сегодня.

Сейчас провозные мощности полигона  -  144 млн т., по итогам года она может вырасти, согласно официальным заявлениям на 14 млн т. Инвестиции в реализацию второго этапа оцениваются в 894 млрд руб. Первый этап Восточного полигона начали строить в 2013 году, он обошелся государству в 520,5 млрд руб.