• +7 (495) 730 31 40

    Контакт с администрацией портала

  • Новости

  • Аналитика

  • Публикации

  • Госты

  • Металлургический калькулятор

  • Металлургический справочник

  • Расчет ЖД тарифов

  • Полезные материалы

  • Списки

  • Индекс цен

  • Индекс цен LME

  • Конференции

Мировой рынок черных металлов: итоги ноября 2018 года

В ноябре на мировом рынке стали продолжилось падение, затронувшее все регионы К концу месяца цены на многие виды стальной продукции опустились до самого низкого уровня с июля прошлого года. Основной причиной этого понижения стало обострение экономических проблем в различных регионах.

Листовой прокат


В ноябре экспортные котировки на российские и китайские горячекатаные рулоны впервые с прошлого лета оказались ниже отметки $500 за т FOB. Впрочем, металлургическим компаниям из Евросоюза и США тоже пришлось пойти на серьезные уступки. Непрерывный спад продолжается уже четвертый месяц подряд. За это время стоимость стальной продукции сократилась на 15-18%. При этом до самого конца ноября не появилось никаких признаков прекращения этого падения.

На всех региональных рынках в ноябре наблюдались одни и те же проблемы: избыток предложения при недостаточном спросе. Причиной снижения покупательского интереса повсеместно являлось ухудшение экономической ситуации и возникновение негативных ожиданий. Участники рынка опасаются, что торговые войны, развязанные США, и политика повышения процентных ставок в тех же США спровоцируют спад во всей мировой экономике.

Наибольший дисбаланс наблюдался в ноябре, пожалуй, в странах Восточной Азии. Здесь общие проблемы обострялись некоторыми дополнительными факторами. Так, резко сократил импорт горячекатаного проката Вьетнам. Там наращивает выпуск собственный производитель — металлургический комбинат Formosa Ha Tinh. Кроме того, вьетнамские компании из-за антидемпинговых процессов в различных странах были вынуждены снизить экспорт холоднокатаного проката и стали с покрытием. Соответственно, они уменьшили закупки подката.

Точно так же сузился спрос на горячекатаную продукцию в Южной Корее. Местные производители труб исчерпали квоты на поставки своей продукции в США. Вследствие этого им пришлось снизить загрузку мощностей.

Продолжает ухудшаться обстановка в Китае. Статистические данные за октябрь показали сокращение производства автомобилей и бытовой техники, снижение темпов роста в промышленности и объемов кредитования реального сектора. Однако китайские металлургические компании в октябре произвели рекордный объем стали — 82,55 млн. т. К тому же, считается, что этой зимой загрузка мощностей китайских меткомбинатов останется высокой.

Если в прошлом году в стране с 15 ноября действовали централизованные ограничения на производство агломерата, чугуна, стали, ферросплавов, других видов промышленной продукции, вызванные борьбой за чистый воздух, то теперь принимать решения на этот счет будут местные власти. Предполагается, что они будут отталкиваться от текущей экологической обстановки в своих регионах. По предварительным данным за вторую половину ноября, городские и провинциальные администрации действительно проводят более лояльную политику по отношению к металлургам, так что объем выпуска, скорее всего, будет больше, а значит, и выше риск избыточного предложения стальной продукции.

Впрочем, на фоне других регионов восточноазиатский рынок выглядел наиболее привлекательным, так что поставлять на него листовой прокат стремились не только китайские, корейские, тайваньские компании, но и производители из Индии и стран СНГ. Некоторые поставки осуществлялись через черноморские/азовские порты несмотря на повышение тарифов на фрахт. Покупатели получили возможность игры на понижение, что позволило им сбросить цены на горячекатаные рулоны из Китая и СНГ до менее $500 за т CFR к концу ноября.

Турецкие компании вследствие недостаточной конкурентоспособности были вынуждены покинуть азиатский рынок, но зато они расширили поставки в страны Евросоюза. Этим они компенсировали обрушение внутреннего спроса на листовой прокат. Закупки импортной продукции турецкими компаниями сократились в разы по сравнению с летними докризисными показателями. Поэтому металлургам из России и Украины приходилось искать покупателей в странах Ближнего Востока, Персидского залива, Латинской Америки и понижать котировки.

Турецкий и индийский горячекатаный прокат во второй половине ноября поступал на рынок ЕС по ценам порядка 500 евро за т CFR и менее, что стало одной из причин удешевления стальной продукции на этом региональном рынке. Но более существенную роль сыграло, очевидно, падение видимого спроса. С одной стороны, европейские потребители закупили прокат в запас на случай исчерпания импортных квот, действующих до 3 февраля. С другой, в промышленности и строительном секторе ряда стран ЕС, включая Германию, наблюдается депрессия, что сужает потребности в металле.

Избыточные запасы и «перепроданность» рынка горячекатаного проката вызвали обвал цен на эту продукцию в США. За месяц она подешевела более чем на $50 за т и опустилась до самого низкого уровня с момента введения стальных тарифов в конце марта.

В начале ноября снижение цен на листовую продукцию происходило и на российском внутреннем рынке. Но авария на металлургическом комбинате «АрселорМиттал Темиртау» в Казахстане 10 ноября вывела предприятие из строя, как минимум, на месяц и заставило ряд потребителей перезаключать контракты с российскими поставщиками. За счет этого меткомбинаты отказались от существенного уменьшения заводских котировок по октябрьским и ноябрьским сделкам, а затем объявили о продлении ноябрьских цен на декабрь.

Сейчас участникам рынка остается надеяться только на то что цены опустились уже достаточно низко, чтобы активизировать спрос и тем самым стабилизировать цены. Также многое будет зависеть от итогов встречи американского президента Дональда Трампа и председателя КНР Си Цзяньпина на саммите G20 в Буэнос-Айресе 30 ноября — 1 декабря.

 Сортовой прокат

 

В первой половине ноября цены на сортовой прокат на мировом рынке держались на относительно стабильном уровне. Турецкие металлурги даже сделали попытку повышения, чтобы компенсировать увеличение затрат на подорожавший металлолом.

Однако успехом эти начинания не увенчались. Внутренний спрос на арматуру в Турции остается низким, поскольку многие стройки остановлены из-за отсутствия финансирования, а новых проектов нет. США так и не снизили ставку стального тарифа для турецких компаний, а найти альтернативные рынки сбыта последним так и не удалось.

Наконец, во второй половине ноября турецкие экспортеры сортового проката получили два новых удара. В ЕС была использована большая часть квот на импорт катанки и арматуры, действующих до 3 февраля, так что местные металлотрейдерские компании начали более осторожно относиться к импорту. В Азии, которая в последние месяцы стала важнейшим направлением турецкого экспорта сортового проката, его начала вытеснять более дешевая продукция из России и Китая. В результате к концу ноября стоимость турецкой арматуры упала до $490-500 за т FOB и продолжает уменьшаться.

В Китае в ноябре арматура подешевела примерно на $50 за т на торгах Шанхайской фьючерсной биржи и на $70-80 за т на споте. Причинами падения стали опасения по поводу избыточного производства проката в стране и ухудшения экономического положения вследствие торговой войны со США. Кроме того, поступила информация о возможной приостановке многих строек в северо-восточных провинциях на зимний период, что должно еще сильнее увеличить дисбаланс на китайском рынке.

Некоторые китайские компании в связи с этим активизировали поставки сортового проката за рубеж. Если ранее их продукция котировалась на $20-40 за т выше, чем в среднем на рынке Восточной Азии, то в конце ноября, она, наоборот, стала формировать низшую ценовую границу в регионе.

Относительно устойчивым выглядит сортовой прокат только в ЕС. В связи с сокращением импорта региональные компании рассчитывают на новые заказы для себя. Во второй половине ноября немного возросла и стоимость арматуры и катанки в регионе. Правда, реальный спрос невысокий из-за приближения зимы и стагнации в строительном секторе большинства стран ЕС.

В России к концу ноября практически стабилизировались внутренние цены на арматуру, падавшие до этого два с половиной месяца. Благодаря относительно хорошей погоде спрос на прокат строительного назначения был выше ожидаемого. Однако провал на внешних рынках и наступление холодов, похоже, приведут к новому понижению в декабре.

Заготовка

 

Рынок заготовки в целом повторил развитие событий в секторе сортового проката. После относительной стабильности в первой половине ноября произошел обвал во второй. Негативные тенденции развивались одновременно на Ближнем Востоке и в странах Юго-Восточной Азии.

Дальневосточный рынок и раньше отличался некоторым избытком предложения, что позволяло местным прокатчикам добиваться новых скидок от поставщиков полуфабрикатов. Продавцам пришлось взять на себя и увеличение тарифов на фрахт в начале месяца. Однако впоследствии цены и вовсе обвалились.

Отправной точной для спада стали появившиеся в начале второй половины ноября слухи о готовности китайских производителей товарной заготовки вернуться на внешний рынок после пятимесячного перерыва. Летом и в начале осени более высокие цены на полуфабрикаты в Китае, чем в странах Юго-Восточной Азии, и устойчивый спрос обуславливали полную незаинтересованность китайских компаний в экспорте, но в середине ноября оба фактора прекратили свое действие. На китайском рынке возникли значительные излишки заготовки, а сама она стремительно упала в цене.

Если первые предложения со стороны китайских экспортеров находились «выше рынка», то в конце месяца они уже стали предлагать чуть ли не самую дешевую заготовку в регионе — ниже была только иранская продукция, которую отваживаются приобретать лишь немногие компании в регионе. Прокатчики приостановили сделки, успешно играя на понижение, а металлургам осталось только сбрасывать цены, дошедшие к концу ноября до $465-480 за т CFR.

На Ближнем Востоке обстановка развивалась практически так же, с той лишь разницей, что инициаторами падения котировок стали турецкие и египетские компании. Продукция из СНГ при практическом отсутствии новых сделок опустилась до около $440-445 за т FOB и, по мнению участников рынка, до наступления стабилизации может подешеветь еще на $15-20 за т.

Металлолом

 

В первой половине ноября рынок металлолома в Турции выглядел вполне стабильным. Закупки местных компаний довели стоимость импортного материала HMS № 1&2 (80:20) до $335-340 за т CFR. В середине месяца цены немного понизились из-за удешевления арматуры в стране, но все равно превышали отметку $330 за т CFR при незначительном спросе.

В конце месяца лом в Турции начал падать вслед за арматурой, но пока поставщикам удается удерживать цены от обвала. Этому способствует, в частности, устойчивость рынка сортового проката в Европе и расширение спроса местных компаний на сырье. В то же время, в США металлолом в декабре, скорее всего подешевеет, отражая спад на национальном рынке стали.

Заметно подешевел в ноябре металлолом в Азии. Причем этот процесс начался еще до обвала в Китае. Здесь причиной снижения цен на сырье стало сокращение производства стали в Японии и Корее из-за ремонтов на крупных металлургических комбинатах и общего ухудшения конъюнктуры. Компания Tokyo Steel Manufacturing, крупнейший покупатель лома в Японии, в конце октября и в ноябре семь раз снижала закупочные цены на своих мини-заводах.

Когда арматура и заготовка в Восточной Азии круто пошли вниз, негативные тенденции на региональном рынке металлолома только усилились. Многие заводы приостановили закупки сырья до прояснения обстановки. Котировки на металлолом между тем опустились до минимальной отметки за последние двенадцать месяцев.

Железная руда


Начало ноября стало для поставщиков железной руды благоприятным периодом. Стоимость этого сырья в Китае поднялась до максимального уровня с февраля-марта текущего года. Местные компании активно приобретали его в запас на случай возможных перебоев с поставками в зимние месяцы. Также рынок поддерживали данные о высоких объемах производства стали и импорта руды.

Традиционно повышенным спросом пользовалось высококачественное сырье с повышенным содержанием железа. Его использование помогало китайским компаниям снизить уровень загрязнения окружающей среды. Бразильская компания Vale, крупнейший поставщик такого материала, даже заявило о намерении нарастить его добычу в 2019 г. Удешевление стальной продукции в Китае активизировало также спрос на менее дорогостоящий материал с 58% железа.

В середине ноября аналитики предполагали, что относительная дороговизна руды может остановить спад на китайском рынке стали, поскольку цены на прокат подошли к порогу себестоимости. Но вышло наоборот: резко упавшая в цене стальная продукция потянула за собой железную руду. В третьей декаде ноября австралийский материал с 62% железа в Китае всего за несколько дней подешевел более чем на 10% - от $73-75 до менее $65 за т CFR. Биржевые котировки в Китае провалились до минимальной отметки с апреля.

Мировой рынок руды по-прежнему считается относительно сбалансированным. Ряд экспертов из международных инвестиционных банков прогнозируют, что в ближайшие месяцы цены останутся в интервале $60-70 за т CFR Китай. Но многое будет зависеть от того, как станет развиваться обстановка на китайском рынке стальной продукции.

Коксующийся уголь

 

Цены на этот вид сырья находились на весьма высоком уровне в течение всего ноября. Спотовые котировки на высококачественный «твердый» австралийский материал, как правило, находились выше отметки $220 за т FOB.

Одной из причин дороговизны угля был ограниченный объем предложения из Австралии. Компания Peabody Energy официально признала, что ее шахта North Goonyella, где добывался именно высококачественный уголь коксующихся марок, надолго вышла из строя после пожара в сентябре. Также некоторые проблемы возникли в сфере железнодорожных перевозок.

До середины ноября значительные объемы угля приобретали китайские компании, накапливавшие сырье перед началом зимнего сезона. При возникновении угрозы смога в крупных городах КНР зимой вводятся ограничения или даже прямые запреты на транспортировку угля. Кроме того, при недостаточной пропускной способности железных дорог предпочтение отдается поставкам в адрес электростанций, а не металлургических комбинатов.

Правда, затем китайские власти резко ограничили импорт угля, отказавшись от предоставления дополнительных квот до конца текущего года. Поставки в Китай в результате приостановились, но цены на коксующийся уголь на азиатском спотовом рынке, тем не менее, лишь немного понизились под влиянием китайского обвала. Спрос на уголь сохраняется в Индии, да и проблемы с поставками сырья из Австралии так и не разрешились.

Ферросплавы

 

В ноябре на рынках массовых ферросплавов сохранялась относительно низкая деловая активность. Падение цен на стальную продукцию и общие опасения по поводу возможного спада в глобальной экономики оказывают негативное влияние на уровень спроса на ферросплавы, а также оказывают давление на цены.

Между тем, ведущие поставщики марганцевой руды объявили об очередном повышении цен по декабрьским контрактам. Это объясняется, прежде всего, расширением китайского импорта данного сырья. По данным таможенной службы КНР, за первые десять месяцев 2018 г. его объем достиг 22,4 млн. т, на 29% больше, чем в тот же период годичной давности.

С 1 ноября 2018 г. в Китае вступил в силу новый стандарт на арматуру, в соответствии с которым в ней должно содержаться 0,4% марганца. По подсчетам китайских специалистов, это может привести к увеличению спроса на марганцевые ферросплавы на 40-50%. При этом в стране вводятся в строй новые заводы.

Правда, в ноябре существенного подъема на китайском рынке марганца не отмечалось. Спрос был достаточно стабильный, но это лишь способствовало закреплению спотовых цен на силикомарганец 65-17 на уровне 8500-8700 юаней за т EXW ($1060-1080 без НДС). А в конце ноября вслед за стальной продукцией и железной рудой резко упали и биржевые котировки на силикомарганец, что может привести к значительному удешевлению этой продукции на споте в декабре.

Европейские поставщики марганцевых ферросплавов в конце концов смогли компенсировать рост затрат на сырье посредством повышения цен на готовую продукцию. Благодаря некоторому оживлению спроса во второй половине ноября они смогли довести котировки на силикомарганец 65-17 до 970-1000 евро за т DDP, а на высокоуглеродистый ферромарганец — и до 1000-1050 евро за т, прибавив соответственно 20-50 евро и до 70 евро за т по сравнению с началом месяца. Впрочем, эти цены еще нуждаются в подтверждении реальными сделками.

В то же время, менее качественный силикомарганец индийского или ближневосточного производства стал пользоваться в последнее время несколько меньшим спросом, что негативно отразилось на его стоимости. В частности, индийские компании были вынуждены опустить котировки на свой материал 65-17 от немногим менее $1100 за т FOB в конце октября до $1050-170 за т из-за малого числа заказов и слабого интереса со стороны покупателей.

Несколько подешевел на мировом рынке в ноябре и ферросилиций. Китайские компании долгое время держали экспортные котировки в интервале $1300-1350 за т FOB, но во второй половине месяца были вынуждены сбавить их до менее $1300 за т, а встречные предложения со стороны покупателей поступали и по $1250-1260 за т. Такой же спад произошел и в Европе, а на американском рынке цены и вовсе опустились до минимального уровня с начала текущего года.

Цены на ферросилиций понижаются, прежде всего, из-за уменьшения стоимости стальной продукции. Кроме того, спад на мировом рынке стали, как ожидается, может привести к сокращению объемов выплавки в 2019 г. При этом объем предложения ферросилиция на мировом рынке остается высоким, что создает избыток предложения.

В Китае ферросилиций оставался стабильным на протяжении большей части ноября. Спотовые цены на FeSi-75 находились в пределах 6850-7050 юаней за т ($850-875 за т без НДС) при сравнительно слабой покупательской активности. В середине месяца поставщики попытались приподнять котировки под предлогом ограниченных объемов предложения, но обвал на национальном рынке стали, можно сказать, зарубил их инициативу на корню.


Возврат к списку