• +7 (495) 730 31 40

    Контакт с администрацией портала

  • Новости

  • Аналитика

  • Публикации

  • Госты

  • Металлургический калькулятор

  • Металлургический справочник

  • Расчет ЖД тарифов

  • Полезные материалы

  • Списки

  • Индекс цен

  • Индекс цен LME

  • Конференции

Мировой рынок металлургического сырья: итоги апреля 2020 года

Сырьевые контрасты


Мировой рынок металлургического сырья неоднозначно отреагировал на эпидемию коронавируса и объявленные почти во всех странах мира карантинные меры. Для некоторых его видов эти события обернулись падением цен вследствие сокращения спроса. Но в других случаях котировки, наоборот, возросли, так как введение производственных ограничений в ряде стран способствовало возникновению дефицита предложения. Устойчивость сохранила только железная руда, для которой мало, что изменилось.

Металлолом

Для рынка металлолома апрель стал месяцем сильнейших ценовых контрастов. Объявление о жестком карантине в ряде европейских стран, в США и Турции во второй половине марта привело к закрытию одних мини-заводов и снижению уровня загрузки мощностей на других. Соответственно уменьшились и потребности в металлоломе.

В Турции стоимость лома HMS № 1&2 (80:20), приобретаемого местными компаниями крупными партиями в Северной Америке, Западной Европе и России, обрушилась от $270-280 за т CFR в начале марта до менее $210 за т всего месяц спустя, а некоторые участники рынка ожидали скорого падения до $200 за т.

Резкий спад произошел и в странах-экспортерах. Так, в США апрельские контракты были заключены с понижением на $30-50 за т по сравнению с предыдущим месяцем, а в портах восточного побережья закупочные цены уменьшились в пределах $80 за т. В европейских странах приостановка выплавки стали на многих предприятиях юга Европы способствовала удешевлению металлолома на 30-50 евро за т по сравнению с мартом.

Однако уже в конце первой половины апреля ценовой маятник развернулся в сторону роста. Турецкие металлургические компании, в конце марта сообщавшие о приостановке работы на время самого жесткого карантина, со второй половины апреля намеревались возобновить производство стали. При этом некоторые из них нуждались в закупках сырья на май. В этот момент и оказалось, что объем предложения металлолома сейчас очень ограниченный.

Карантин в США и европейских странах в значительной мере затронул и такую область как сбор металлолома. А остановка металлообрабатывающих предприятий усилила дефицит этого сырья. Европейские трейдеры, в частности, сообщали, что в марте-апреле сборы сократились на 50-70% по сравнению с теми же месяцами годичной давности. А существенных запасов после зимы у них, как правило, и не было.

В результате турецким компаниям, заинтересованным в срочной закупке крупных партий металлолома, пришлось соглашаться со все более высокими ценами. Всего за две недели они поднялись на $50 за т. На пике подъема единичные сделки заключались на уровне $260 за т CFR. Подорожание лома на 20-30 евро за т произошло в конце апреля и в Европе, где готовились к возобновлению работы мини-заводы.

При этом объективно потребность в металлоломе в Турции и европейских странах оставалась ограниченной. Когда турецкие металлурги закрыли свои майские потребности в сырье, котировки пошли вниз и перед началом Рамадана (25 апреля) находились уже на уровне $245-250 за т CFR. Впрочем, дефицит лома сохраняется, так что в мае это сырье не должно существенно подешеветь.

События в Турции способствовали подорожанию металлолома и в странах Восточной Азии, хотя нам положение со спросом было не менее острым, чем в Средиземноморье. Такие страны как Индия, Малайзия и Филиппины вообще прекратили закупки из-за карантина. Корейские, тайваньские, вьетнамские металлурги также сбавили обороты, сократив производство стали. Вследствие этого в начале второй декады апреля японский лом Н2 предлагался местными экспортерами менее чем по $180 за т FOB, а американский HMS № 1&2 (80:20) стоил на Тайване менее $210 за т CFR.

Подъем в Турции развернул и азиатский рынок лома в сторону повышения. Прибавка составила около $15-20 за т. Предполагается, что после ослабления карантина в Индии, Вьетнаме и других странах региона спрос на лом в мае продолжит увеличиваться. Но существенный рост и здесь маловероятен.

1 - ЛОМ.jpg


Железная руда

Стоимость железной руды в апреле не претерпела существенных изменений благодаря стабильному спросу со стороны Китая, чья экономика и металлургическая отрасль возвращались к нормальному состоянию после фактического завершения карантина в середине марта.

Значение спотового индекса Fastmarkets для австралийского концентрата с 62%-м содержанием железа в течение всего месяца балансировало то чуть выше, то немного ниже отметки $85 за т CFR Циндао. Котировки китайской биржи DCE по наиболее торгуемому сентябрьскому контракту обычно находились в интервале 610-620 юаней ($86-88) за т.

В первом квартале 2020 г. китайские металлурги немного сократили производство стали, но выплавка чугуна увеличилась на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности. Китайский импорт железной руды прибавил 1,3% до 262,7 млн. т. При этом оперативные данные за апрель показывали, что спада в китайской сталелитейной отрасли не наблюдается.

Правда, китайские металлургические компании могут столкнуться со сбытовыми проблемами из-за экономического спада в мире. По данным национальной ассоциации производителей стали CISA, ежегодно порядка 80 млн. т стали экспортируются из Китая в виде автомобилей, судов, других транспортных средств, бытовой техники, контейнеров и промышленного оборудования. Между тем, спрос на эту продукцию за пределами Китая снизился. Это уже отражается на объемах внутреннего потребления листового проката и может заставить китайские меткомбинаты сбавить обороты.

Еще один неблагоприятный фактор для мирового рынка железной руды заключается в приостановке работы более двух десятков доменных печей в Европе и Японии и снижении уровня загрузки остальных. В 2019 г. страны ЕС и Северо-Восточной Азии (без Китая) импортировали (без учета железнодорожных поставок из СНГ) около 300 млн. т железной руды, что составляет около 20% оборота мирового рынка. И сокращение потребности в сырье с их стороны может оказаться достаточно чувствительным, особенно, если простои продлятся на несколько месяцев.

Тем не менее, падения цен на руду пока не происходит. Этому определенно способствовало сокращение экспорта из Бразилии, где в феврале ряд ГОКов были вынуждены приостановить добычу из-за сильнейших ливней, а в апреле были ужесточены требования к дамбам хвостохранилищ. К тому же, из-за карантина приостановились поставки сырья из Индии, ЮАР и Канады. Но основное влияние на стоимость ЖРС, очевидно, продолжит оказывать Китай. Пока он не начнет существенно снижать импорт данного сырья, цены на него будут оставаться высокими.

2 - ЖРС.JPG


Коксующийся уголь

В отличие от железной руды, коксующийся уголь значительно подешевел вследствие эпидемии. Во второй половине апреля спотовые котировки на высококачественный «твердый» австралийский материал опустились до около $120 за т FOB, что представляет собой минимальный уровень более чем за три с половиной года. За месяц уголь понизился примерно на 20%.

Одной из основных причин этого спада, безусловно, стало сужение спроса со стороны Китая. В первом квартале китайские компании очень интенсивно закупали коксующийся уголь за рубежом, пользуясь благоприятным для них соотношением цен. Однако в апреле уголь подешевел уже в Китае, где добыча полностью восстановилась после кризиса. К тому же, конкуренцию австралийским поставщикам снова стал создавать монгольский уголь, да и правительство КНР решило поддержать национальных производителей посредством ограничений на импорт морским путем.

Но снижение спроса со стороны Китая стало только частью проблем угольщиков. С конца марта рынок полностью покинули индийские металлургические компании. После введения карантина они были вынуждены уменьшить загрузку мощностей до 30-50%. Несколько доменных печей было переведено на тихий ход или вообще остановлено. Из-за нехватки рабочей силы, отправленной на карантин, сильно затруднилась работа индийских портов. С 20 апреля в Индии были отменены некоторые ограничения, но спрос на коксующийся уголь со стороны местных компаний не восстановился до конца месяца.

Помимо индийских компаний, импорт коксующегося угля сократили и японские. В течение апреля в стране было объявлено о временном выведении из эксплуатации пяти доменных печей и соответствующих мощностей по производству кокса. Корейская Posco также уменьшила объемы выплавки чугуна.

С другой стороны, добыча коксующегося угля в Северной Америке снизилась вследствие остановки нескольких предприятий в США и Канаде. Но Австралия не вводила жестких карантинных мер, поэтому с ее стороны объем предложения практически не изменился. Поэтому спотовый рынок коксующегося угля, вероятно, еще не дошел до крайней точки спада.

3 - КОКС.JPG


Ферросплавы

На рынке массовых ферросплавов в апреле продолжилось начавшееся в предыдущем месяце движение различных видов продукции в разных направлениях. Так стоимость марганцевых ферросплавов стабильно поднималась в течение всего апреля вследствие приостановки экспорта руды из Южной Африки, где был введен жесткий карантин, затронувший работу портов и горнодобывающую отрасль. В то же время, существенного ограничения объемов предложения ферросилиция не произошло, тогда как спрос на этот материал сузился.

Китайские компании в марте произвели 421,7 тыс. т ферросилиция, что стало наименьшим показателем почти за два года. Но им так и не удалось сбалансировать рынок. Спрос на эту продукцию за рубежом упал вследствие объявления карантина в азиатских странах и в Европе, поэтому китайским компаниям пришлось уменьшить экспорт, соответственно, перенаправив поставки на внутренний рынок. Внешние продажи не смогло подтолкнуть даже падение котировок на ферросилиций FeSi-75 до немногим более $1000 за т FOB – минимальной отметки с лета 2016 г.

Внутренние цены на ферросилиций в Китае тоже провалились до самого низкого уровня за последние три с половиной года вследствие сокращения объемов закупок по крупным тендерам и обвала на рынке магния. В середине апреля средний уровень на FeSi-75 упал до менее 5300 юаней за т ($664 без НДС). И восстановление в обозримом будущем выглядит маловероятным. За счет снижения выпуска китайским ферросплавным заводам удалось только стабилизировать котировки.

В то же время, марганцевая продукция подскочила вверх после того как правительство ЮАР в конце марта приказало на три недели приостановить добычу полезных ископаемых в стране либо снизить добывающие мощности до не более 50%, а также ввело транспортные ограничения в отношении железных дорог и портов. По оценкам китайского издания «Shanghai Metals Market» (SMM), это означало недопоставку в Китай порядка 900 тыс. т марганцевого концентрата.

Уже к началу апреля цены на силикомарганец SiMn 65-17 в Китае поднялись до около 6800 юаней за т ($848,5 без НДС), прибавив порядка 13% за последнюю неделю марта. Этому скачку способствовал не только дефицит руды, но и спад производства в Китае в первом квартале, так как многие заводы во время карантина остановились для проведения ремонтов. Проведенный в начале апреля тендер по закупке силикомарганца для компании Hebei Steel, второго по величине производителя стали в Китае, тоже дал 12%-ное подорожание по сравнению с предыдущим месяцем. Котировки на торгах товарной биржи в Чжэньчжоу превысили 7200 юаней по т по сентябрьскому контракту.

В дальнейшем перегретый рынок немного откорректировался вниз, но после того как южноафриканское правительство продлило карантин до 1 мая, силикомарганец вернулся на отметку 6900 юаней за т. Обстановку немного разрядило только возобновление добычи марганцевой руды в ЮАР в последних числах апреля. Впрочем, понижения в мае не ожидается, так как спрос на марганцевую продукцию в Китае достаточно велик, а дефицит руды быстро не рассосется.

За пределами Китая рынок ферросплавов не отличался высокой активностью. В Индии до 20 апреля продолжался жесткий карантин, так что почти все ферросплавные заводы простаивали. Только в конце месяца некоторые предприятия, возобновив выпуск, успели объявить о повышении экспортных котировок на марганцевые ферросплавы на $50-60 за т по сравнению с докризисными показателями. Но спрос на их продукцию практически отсутствовал.

4 - ФС.JPG


Марганцевая руда

С 26 марта в ЮАР были прекращены добыча и экспорт марганцевой руды. Сначала — на три недели, но затем ограничения были продлены до конца апреля. ЮАР ежегодно поставляет на мировой рынок порядка 1,7 млн. т марганцевого концентрата, будучи крупнейшим экспортером этого сырья. При этом даже в минимальной степени компенсировать временный уход с рынка оказалось невозможно. Австралийские производители сами несколько снизили выпуск.

Запасы марганцевой руды в китайских портах стали сокращаться уже в начале марта, а к концу первой декады апреля снизились до минимального уровня за полгода. Спрос быстро принял ажиотажный характер, так как ферросплавные заводы активизировали закупки, рассчитывая заключить контракты до нового подорожания.

В результате южноафриканский концентрат с 37% марганца, который в середине марта стоил менее $4,0 за 1% содержания марганца в сухой тонне (dmtu) без НДС CIF Тяньцзинь, месяц спустя превысил $5,1 за dmtu и ненадолго стабилизировался на этом уровне. Но во второй половине месяца последовал еще один подъем, в ходе которого котировки достигли $6,8 за dmtu, самой высокой отметки с ноября 2018 г.

Как ни странно, отправной точкой для этого скачка стало ослабление ограничений в ЮАР. Крупнейшие производители марганцевой руды получили разрешение на постепенное возобновление добычи с конца апреля. Однако при этом поставщики будут осуществлять отгрузку по апрельским контрактам, по которым ранее был объявлен форс-мажор. Ожидается, что дефицит южноафриканской марганцевой руды на мировом рынке сохранится, по меньшей мере, до конца июня.

5 - МАРГ. РУДА.JPG


Хромовая руда

Цены на хромовую руду подскочили так же, как и на марганцевую, вследствие приостановки добычи и экспорта этого сырья в ЮАР, которая является крупнейшим поставщиком данной продукции на мировой рынок.

По оценкам британской консалтинговой компании CRU Group, на Южную Африку в прошлом году пришлось 23 млн. т из 36 млн. т глобального производства хромового концентрата. Только в Китай было отправлено около 12,5 млн. т хромовой руды, что составило 83% китайского импорта данной продукции. А в текущем году южноафриканские компании могут сократить производство на 6,5% или 1,5 млн. т.

Правда подъем на рынке хромовой руды оформился только ближе к середине апреля. Ранее ему препятствовали низкие цены на саму хромовую продукцию, феррохром и нержавеющую сталь, находившиеся на четырехлетнем минимуме. Котировки на южноафриканский концентрат UG2 с 42%-ным содержанием оксида хрома до конца первой декады месяца держались ниже отметки $115 за т CIF Китай, но к концу апреля все-таки подскочили более чем до $145 за т.

Причинами такого бурного роста стали продление запрета на добычу и внешние поставки южноафриканского сырья до 1 мая, сомнения в скором восстановлении докризисных объемов производства, а также повышение цен на феррохром. В частности, в Европе цены на апрель-июнь по квартальным контрактам прибавили почти 13% по сравнению с предыдущим периодом несмотря на падение спроса из-за карантина. В Китае рост цен на феррохром оказался еще более впечатляющим. Очевидно, этот фактор будет поддерживать относительную дороговизну хромовой руды в мае.

6 - ХРОМ. РУДА.JPG


Возврат к списку