• +7 (495) 730 31 40

    Контакт с администрацией портала

  • Новости

  • Аналитика

  • Публикации

  • Госты

  • Металлургический калькулятор

  • Металлургический справочник

  • Расчет ЖД тарифов

  • Полезные материалы

  • Списки

  • Индекс цен

  • Индекс цен LME

  • Конференции

Мировой рынок металлургического сырья: итоги февраля 2020 года

Здоровый дух

В отличие от готовой стальной продукции, металлургическое сырье практически не отреагировало на вспышку китайского коронавируса. Стоимость металлолома, железной руды, коксующегося угля в прошедшем месяце даже возросла. Однако распространение эпидемии за пределы Китая может привести к снижению сырьевых котировок в марте.

Металлолом

Падение цен на лом в Турции, достигшее своей крайней точки в начале февраля, способствовало быстрому расширению объема закупок. Металлургические компании, которые ранее выжидали в расчете на дальнейшие уступки со стороны трейдеров, приступили к заключению контрактов в надежде на активизацию внутреннего спроса на стальную продукцию в начале весны.

Увеличение спроса, в свою очередь, стимулировало рост цен. В начале февраля котировки на европейский и российский материал HMS № 1&2 (80:20) упали до около $255 за т CFR Турция. Всего за две недели они достигли отметки $280 за т. Предложения со стороны американских компаний достигали $285 за т CFR, но в последнюю неделю февраля сделок уже не заключалось. Обеспечив свои потребности на ближайшие несколько недель, турецкие металлурги ушли с рынка.

Февральский скачок цен создал возможности для подорожания металлолома в марте в США и странах Евросоюза. Правда, это повышение вряд ли компенсирует спад по контрактам, заключенным в начале февраля. Тогда стоимость лома уменьшилась на $20-30 за т в США и опустилась на 10-15 евро за т на европейском рынке. Еще одним негативным фактором становится появление коронавируса в Европе. В ближайшее время он, правда, не окажет существенного влияния на региональную металлургическую отрасль, но в дальнейшем возможны осложнения.

В странах Восточной Азии одним из последствий эпидемии стала нехватка контейнеров, которые скопились в китайских портах либо на судах, подвергнутых карантину. Вследствие этого возросли цены на металлолом, поставляемый в контейнерах, в такие страны как Тайвань и Индия. Стоимость импортного лома там подскочила на $20-25 за т по сравнению с началом февраля.

В других азиатских странах изменения в котировках были менее значительными. В первой половине прошедшего месяца цены на это сырье, скорее, снижались вследствие общего спада на региональном рынке стальной продукции. Однако ближе к концу февраля дефицит металлолома в регионе вызвал подорожание. Слабым местом остается только Южная Корея, где возник новый очаг эпидемии.

Безусловно, распространение коронавируса по миру в марте будет оказывать негативное воздействие на весь мировой рынок черных металлов. Но масштабы этого воздействия заранее определить сложно. Все будет зависеть от того, насколько грозной окажется опасность и насколько жесткие и нарушающие нормальную экономическую деятельность карантинные меры будут применяться.

цены на металлолом.JPG

Железная руда

Первоначально спотовый рынок железной руды отреагировал на коронавирус в Китае резким падением. Когда 3 февраля на китайских биржах возобновились торги, котировки провалились до самой низкой отметки с августа прошлого года. А значение индекса Fastmarkets, отражающего стоимость австралийского концентрата с 62% железа на условиях CFR Китай, уменьшилось почти до $80 за т, более чем на 15% меньше, чем перед празднованием Нового года по китайскому календарю (25 января).

Однако сразу же после этого обвала рынок перешел к повышательной коррекции. Индекс Fastmarkets во второй половине февраля преодолел отметку $90 за т, а на китайской бирже в Даляне котировки поднялись еще выше. К слову сказать, в секторе готового проката восстановление после падения в начале февраля было гораздо более скромным.

Подъему цен на железную руду способствовали несколько факторов. Так, китайские металлургические компании несмотря на падение внутреннего спроса на прокат в достаточно умеренной степени сократили выплавку чугуна в доменных печах и стали в конвертерах. В течение февраля в стране останавливались, главным образом, мини-заводы с электропечами, использующие в качестве сырья металлолом.

Немалую роль сыграл и такой фактор как снизившийся объем предложения. Карантинные меры в Китае затронули многие местные железорудные предприятия, вынужденные приостановить добычу сырья. Проблемы с поставками возникли и за пределами страны. Бразильская корпорация Vale в 2019 г. уменьшила производство ЖРС на 21,4% по сравнению с предыдущим годом, а в январе еще и сократила поставки из-за неблагоприятных погодных условий. В феврале тропический циклон на несколько дней закрыл порты на западном побережье Австралии, через которые отгружается на экспорт железная руда.

Наконец, участники китайского рынка несмотря на всю тяжесть создавшегося в стране положения верили во временный характер своих трудностей. Правительство КНР еще в самом начале февраля объявило о мерах поддержки реального сектора экономики, а после завершения борьбы с эпидемией, ориентировочно, в конце апреля, обещает предложить промышленникам и строителям новые стимулы.

Только в самом конце февраля, когда эпидемия вышла за пределы Китая, цены на железную руду пошли вниз. Теперь ставки становятся выше. Многие специалисты опасаются, что распространение коронавируса может спровоцировать глобальный экономический спад. В таком случае руда, конечно, обрушится вниз вместе с другими сырьевыми товарами.

спотовый индекс Fastmarkets.JPG

Коксующийся уголь

Карантинные меры в Китае затронули добычу не только железной руды, но и угля. В первой половине февраля многие предприятия приостановили работу из-за нехватки персонала, отбывающего карантин. Только ближе к концу месяца произошло частичное восстановление отрасли, главным образом, в госсекторе.

Учитывая то, что в Китае одновременно были введены ограничения на транспортировку, а Монголия, крупнейший поставщик коксующегося угля в КНР в 2019 г., объявила мораторий до 2 марта, меткомбинаты столкнулись с нехваткой сырья. Заводы, расположенные поблизости от побережья, в связи с этим увеличили импортные закупки, что способствовало росту цен.

Стоимость австралийского премиального «твердого» коксующегося угля с начала февраля увеличилась примерно на $10-15 за т и достигла наивысшей отметки с августа прошлого года — почти $160 за т FOB. Это повышение были вынуждены принять и индийские металлургические компании, расширившие закупки сырья вследствие оживления на национальном рынке стали.

Китайская промышленность постепенно восстанавливает загрузку мощностей, так что до недавнего времени на рынке коксующегося угля преобладали оптимистичные ожидания. Однако, по мнению специалистов, у китайских компаний за последние несколько недель сильно возросли складские запасы стальной продукции, так что в марте им, вероятно, придется снизить выплавку стали. Кроме того, рынок угля может быть затронут негативными тенденциями в мировой экономике. Поэтому не исключено, что в ближайшем будущем коксующийся уголь опять подешевеет.

цены на коксуголь.JPG

Ферросплавы

Первые две декады февраля ознаменовались резким подъемом на мировом рынке массовых ферросплавов. Причиной этого скачка стали, прежде всего, перебои с поставками в Китае. Из-за карантина и запретов на транспортировку грузов за пределы провинции ферросплавные заводы перестали получать сырье и лишились возможности отправлять клиентам готовую продукцию. Многие предприятия, функционировавшие в конце января, когда в Китае праздновался Новый год по местному календарю, затем были вынуждены приостановить работу.

Отправной точкой для мощного скачка стали тендеры, проведенные в первых числах февраля корпорацией Hebei Iron & Steel. Они показали рост цен на ферросилиций на 750 юаней ($107) за т по сравнению с предыдущим месяцем и подорожание силикомарганца на 600 юаней ($86) за т. Учитывая, что большинство металлургических комбинатов лишь незначительно сократили выплавку чугуна и стали, спрос на китайском рынке массовых ферросплавов быстро принял ажиотажный характер.

На пике подъема в середине февраля стоимость ферросилиция FeSi-75 достигла в Китае 6800 юаней за т с доставкой (около $860 за т без НДС), а силикомарганец SiMn 65-17 мог продаваться по 6900-6950 юаней за т ($873-880). При этом наибольший дефицит наблюдался на рынке силикомарганца, поскольку в январе китайские компании сократили его выпуск до минимальной отметки за девять месяцев. Впрочем, реальные объемы сделок из-за логистических ограничений были не слишком велики.

С 17 февраля правительство Китая начало постепенно отменять запреты на грузоперевозки. Это способствовало прекращению ажиотажа и быстрому падению цен на ферросплавы. К концу месяца силикомарганец подешевел до 6100-6200 юаней за т. В дальнейшем, как ожидается, котировки могут продолжить снижение, так как китайские металлурги, по мнению специалистов, должны сократить производство в марте.

На других региональных рынках высокие цены на массовые ферросплавы продержались до конца февраля. Так, в Европе в первой половине месяца взлетели вверх котировки на ферросилиций. Если в январе сделки заключались по 1100 евро за т с доставкой, а то и ниже, то две недели спустя данный материал можно было продать по 1250 евро за т, а некоторые компании выставляли предложения по 1300 евро и более.

Поначалу причиной подъема оказались ограниченные объемы предложения. Из-за низких цен в конце прошлого года компания Ferroglobe и некоторые другие производители сократили выпуск. И когда потребители решили пополнить запасы, оказалось, что свободного материала на рынке крайне мало. Это способствовало ажиотажному спросу и резкому подорожанию.

Значительно вырос в цене и ферросилиций в странах Азии. Экспорт из Китая приостановился из-за логистических проблем, а в Малайзии заводы лишились источников сырья в том же Китае. Впрочем, здесь котировки поднялись не так сильно, как в Европе вследствие более скромного спроса.

Не возникло ажиотажа и на азиатском рынке марганцевых ферросплавов, чему способствовала доступность сырья. Индийским компаниям даже пришлось понизить котировки на силикомарганец до $960-970 за т FOB, чтобы стимулировать спрос. В то же время, в Европе покупательская активность была значительно выше, а стоимость данного материала во второй половине февраля достигла 1000 евро за т с доставкой.

В самом конце месяца спрос на ферросплавы в Европе еще прибавил. Из-за вспышки коронавируса в Италии многие компании стали экстренно пополнять запасы, опасаясь введения жестких карантинных мер и перебоев с поставками.

цены на ФС.JPG

Марганцевая руда

В начале февраля цены на марганцевую руду немного укрепились под влиянием резкого подорожания силикомарганца в Китае. Так, южноафриканский концентрат с 37% марганца едва не достиг отметки $4,50 за 1% содержания марганца в сухой тонне (dmtu) без НДС CIF Тяньцзинь, что почти на 5% превысило уровень конца января.

Однако это подорожание оказалось крайне непродолжительным. Спрос на руду в Китае упал вследствие сокращения выпуска ферросплавов. Да и сами поставки этого сырья оказались парализованными из-за приостановки транспортного сообщения.

Уже в середине февраля запасы марганцевого концентрата в китайских портах достигли рекордной отметки в истории — порядка 5,9 млн. т. С начала месяца они возросли более чем на 25%. Впрочем, по данным трейдеров, на значительную часть этой продукции были заключены контракты.

Ослабление китайского рынка марганцевых ферросплавов во второй половине февраля закономерно привело к удешевлению сырья. Южноафриканский концентрат опустился до около $4,35 за dmtu, а в дальнейшем может еще понизиться. В марте в Китае прогнозируется уменьшение объемов выплавки стали и, соответственно, сужение спроса на ферросплавы. Причем в наибольшей степени упадет производство арматуры, которая формирует в Китае основную долю спроса на марганец.

В целом избыток предложения на рынке марганцевой руды в последнее время уменьшался. По данным International Manganese Institute (ImnI), в 2019 г. глобальное производство концентрата составило 22,14 млн. т в пересчете на марганец, что только на 6% больше, чем годом ранее. В частности, в конце прошлого года уменьшилась добыча сырья в ЮАР. Но спад производства ферросплавов в Китае может снова нарушить равновесие и сбросить цены вниз.

Марганцевый концентрат.JPG

Хромовая руда

В начале февраля транспортные ограничения в Китае стимулировали рост цен на высокоуглеродистый феррохром, однако это подорожание оказалось недолгим. Во второй половине месяца ведущие производители нержавеющей стали в стране на тендерах добились удешевления этой продукции, что полностью перечеркнуло надежды поставщиков хромовой руды на повышение котировок.

Во второй половине января и первой половине февраля стоимость сырья оставалась практически неизменной. В частности, южноафриканский концентрат UG2 с 42%-ным содержанием оксида хрома оценивался примерно в $136 за т CIF Китай. Правда, эти цены имели номинальный характер, так как потребители не могли получать сырье, а его запасы в китайских портах к середине месяца достигли рекордного объема — 4,1 млн. т.

Начиная с середины февраля, поставки руды из портов возобновились, но цены снизились до $133 за т CIF, а некоторые ферросплавные заводы выставляли предложения по $130 за т и менее. Давление на сырьевые котировки оказывают как и общее удешевление нержавеющей стали и феррохрома в Китае, так и предполагаемое сужение спроса.

В 2019 г. китайские компании, по оценкам Fastmarkets, произвели около 6 млн. т высокоуглеродистого феррохрома, превысив показатель предыдущего года на 14%. Однако период бурного роста остался позади. В январе объем выпуска, по данным китайского издания Shanghai Metals Market, был только на 3,7% больше, чем годом ранее (467 тыс. т), а по итогам февраля ожидается снижение до 420 тыс. т.

цены на хромовый концентрат.JPG


Возврат к списку