От стагнации к умеренному росту: кто поддержит спрос на металл

Один из крупнейших производителей металла в России - принадлежащая Алексею Мордашову «Северсталь» - на днях выпустила аналитических обзор о трендах в потреблении черного металла по итогам II квартала и I полугодия текущего года. Из него видно, что емкость рынка металлопродукции в РФ за II квартал 2024 года выросла на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основными драйверами стали ИЖС, машиностроение и энергетика. При это в компании опасаются, что на второе полугодие тренды будут непредсказуемы.

Металлопотребление в России в I полугодии 2024 года увеличилось на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года и составило 23,3 млн тонн. По итогам II квартала 2024 года потребление металла в России выросло на 3,1% в годовом выражении и составило 12,4 млн тонн. Наибольший рост показал строительный сектор, где потребление металла выросло на 3,3%, до 9,7 млн тонн, за счет увеличения складских запасов у переработчиков и объемов потребления в индивидуальном жилищном строительстве, приводят данные в «Северстали».

До конца года ситуация будет оставаться неопределенной с учетом таких факторов, как рост ключевой ставки, дефицит кадров в разных отраслях экономики, отмена льготной ипотеки, опасаются в компании. «Вместе с тем наблюдаются положительные тенденции практически в каждом из сегментов: бум на рынке индивидуального жилого строительства, рост производственной программы крупнейших автопроизводителей, увеличение поставок в адрес газовых компаний после нескольких кварталов затишья в отрасли. В ближайшие пять лет мы ожидаем роста потребления со стороны строительного сектора на 1-2% за счет роста инвестиций в дорожном и промышленном строительстве, роста спроса в нежилом строительстве за счет коммерческой недвижимости и развития новых механизмов поддержки жилого строительства. Потребление в машиностроении, по нашим оценкам, будет, также, расти, за счет запуска новых производств на фоне импортозамещения, в частности, в автомобилестроении (в т.ч. компоненты), подъемно-транспортном, с/х машиностроении, стимулирования локализации и необходимости обновления стареющего парка машин и оборудования», - описывают ситуацию в «Северстали».

Обсудили с металлопроизводителями и профильными экспертами, какие отрасли экономики, несмотря на высокие ставки фондирования и не всегда позитивные экономические прогнозы, не будут откладывать инвестиционные проекты и поддержат, и даже нарастят, потребление металла.

Управляющий партнер ГК «Ферро-Строй» Григорий Ваулин:

«О перепроизводстве черного металла в России говорить не приходится. Эта глобальная проблема не затронула нашу страну. Объемы выпуска продукции в металлургической отрасли сохранились на уровне 2023 года, а спрос на нее расширяется со стороны ОПК, машиностроения, строительной отрасли. Кроме того, насколько мне известно, азиатские партнеры беспрепятственно закупают наш черный металл в больших объемах.

Помимо традиционных лидеров потребления черного металла – предприятий военного и гражданского машиностроения, хочется особо выделиться строительную отрасль. Увы, до сих пор сохраняется инерционное мышление, препятствующее массовому строительству многоквартирных домов на основе металлокаркаса. Однако активное развитие сегмента ИЖС ведет к росту потребления черных металлов, так как с их помощью создаются готовые домокомплекты, все более востребованные на загородном рынке комфорт- и бизнес-класса.

Мощности по производству черных металлов на российских комбинатах загружены более чем на 90%. Более того, этим летом на рынке наблюдался заметный дефицит некоторых видов металлопроката. Помимо уже упомянутых объектов машиностроения и строительной отрасли, ее потребителями в рамках импортозамещения становятся предприятия автомобилестроения, вагоностроения, производства бытовой техники.

Безусловно влияет, особенно на сегмент строительства жилых домов строительной отрасли. Тем не менее, сохраняется высокий спрос в сегменте складской и промышленной недвижимости. Металлокаркас занимает новые ниши, как сегментах многоквартирных домов, паркингов, общественных зданий, офисов, так и в сегменте ИЖС. В итоге уровень спроса останется стабильно высоким, особенно с учётом общего мнения, что смягчение кредитной политики ЦБ не за горами.

Продолжим рассматривать тему на примере строительной отрасли. Абсолютное большинство проектов в стране обеспечены проектным финансированием. Кроме того, застройщики накопили финансовую подушку безопасности в период активных продаж. При этом резкого оттока клиентов не происходит, так как сохраняются госпрограммы и выгодные маркетинговые инструменты в арсенале девелоперов. Соответственно, отрасль успешно справляется с текущими испытаниями и остается стабильным потребителем черных металлов. Уверен, что и в других отраслях темпы потребления металлов будут расти или, по крайней мере, оставаться на существующем уровне».

Генеральный директор «Металворк» Борис Золотарев:

«С началом специальной военной операции в России резко вырос спрос на металл. По разным оценкам потребление различных сплавов ежегодно растет. По различным оценкам, в этом году потребление стали, например, в России по итогам 2024 ожидают на уровне свыше 50 миллионов тонн, что на 1,5 % выше прошлогодних показателей.

Спрос на сталь обусловлен не только развитием ВПК на фоне масштабных гособоронзаказов, но и на фоне развития отрасли строительства и реализации масштабных проектов в нефтегазовой отрасли и сфере энергетики. Так, обнародованным в этом году данным, в России до 2042 года планируется строительство 11 новых АЭС, что, несомненно повысит внутренний спрос и на металлы. Растет общемировой и внутри россии спрос на цветные металлы, в том числе медь.

В начале 2024 года аналитики предсказывали среднемировой уровень цен на медь в диапазоне около 8500 долларов за тонну, но на деле цены пробили даже самые пессимистичные прогнозы. Медь в августе 2024 года торговалась на уровне 9000 долларов за тонну, а в мае этого года цены пробивали отметку и в 10 000 долларов. Ежегодно Россия потребляет около 25 тысяч тонн меди — важного сырья для машиностроительной, кабельной промышленности и наукоемких отраслей». 

Управляющий директор рейтингового агентства НКР Дмитрий Орехов:

«Во втором полугодии 2024 г. мы ожидаем сохранения тенденции роста спроса на сталь в РФ, что обусловлено в первую очередь ростом потребления металла со стороны оборонно-промышленного комплекса. Поддержку спроса также обеспечивают   инфраструктурное строительство, индивидуальное жилищное строительство, машиностроение.

Стоит отметить, что введённые в отношении чёрной металлургии западные санкции позволяют российским металлургам не зависеть от не самой благоприятной мировой конъюнктуры.

В то же время металлопотребление во II полугодии будет под давлением таких факторов, как высокая стоимость денег в экономике, отмена льготной ипотеки, кадровые проблемы».

Независимый промышленный эксперт, доктор экономических наук Леонид Хазанов:

«По большому счету, драйверов роста потребления стали в стране три – строительство, энергетика и машиностроения. Однако степень мощности у этих «локомотивов» различная, например, строительство однозначно будет сокращать объемы заказов на сталь после недавнего прекращения действия государственной программы льготной ипотеки: девелоперы будут закладывать меньше домов, значит, им потребуется меньше стали.

Структура и динамика потребления стали в машиностроении тоже различная, ведь его наиболее емкими секторами являются автопром и железнодорожное машиностроение, наименее – станкостроение.

В горизонте ближайших месяцев пока можно говорить о замедлении спроса на сталь вследствие высокой ключевой ставки Банка России, которая вызывает подъем ставок по кредитам государственных и коммерческих банков, выдаваемых как на покупку автомобилей, так и на финансирование оборотного капитала промышленных предприятий. Поэтому по итогам 2024 года потребление стали в России может остаться на уровне 2023 года».

Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров:

«Основным драйвером потребления черного металла, по нашему мнению, остается машиностроение. При этом строительная отрасль показала снижение потребления металла в первом квартале 2024 года и скорее всего такая динамика сохранилась и во втором квартале. Высокий уровень процентных ставок в стране и сворачивание льготного кредитования, по всей вероятности, уже начали оказывать негативное влияние на строительную отрасль, а та в свою очередь на потребление металла. Говорить об избыточном производстве черного металла не совсем правильно, так как российская стальная отрасль всю жизнь была избыточной с точки зрения соотношения производственных возможностей и объема внутреннего потребления. Поэтому все произведенные объёмы, которые не могли быть проданы внутри страны, экспортировались. С учетом внешних ограничений происходит перераспределение экспортных поставок в другие направления. И это дается нашим металлургам с большим трудом.

Производство цветных металлов так же традиционно было ориентировано на экспортные поставки и не смотря на внешние ограничения, до сих пор остаются таковыми. При этом нужно отметить, что рост производства в машиностроении внутри России способствует росту потребления таких цветных металлов, как алюминий, медь.

Скорее всего мы наблюдаем неустойчивое состояние, когда с одной стороны есть определенный внутренний спрос со стороны машиностроительной отрасли, а с другой стороны экспортные ограничения все больше и больше заставляют отечественных металлургов снижать производство В 2024 году заканчивается переходный период в запрете на поставки полуфабрикатов в Европу. Уже с 1 апреля вступил полный запрет на поставки из России квадратной заготовки, а с 1 октября полностью прекратятся поставки слябов. Поэтому спад экспорта будет только углубляться.

Полагаем, что ДКП является следствием всех тех процессов, которые мы наблюдаем последние несколько лет. Поэтому исключительно действиями ДКП невозможно стимулировать металлопотребление в стране в таких объёмах, достаточных для компенсации потерь спроса на нее со стороны экспорта. Бизнес будет или уже старается повременить с инвестиционными проектами до более комфортного уровня процентной ставки.

И указанные выше факторы скорее будут оказывать в совокупности негативное влияние на внутренне потребление металлов в 2024 году. Вероятно машиностроение будет оставаться основным драйвером потребления металлургической продукции».

Эксперт экономического факультета РУДН Олег Гордеев:

«Драйверами потребления черного металла в I полугодии 2024 года будут:

·               Строительство и ИЖС (индивидуальное жилищное строительство): Этот сектор традиционно потребляет большие объемы черного металла, используемого в строительстве жилых и коммерческих объектов.

·               Машиностроение: рост потребления черного металла также связан с увеличением объемов производства в машиностроении, где металл используется в изготовлении машин, оборудования и компонентов.

·              Энергетика и электрификация: здесь металл применяется в строительстве инфраструктуры, включая трубопроводы и энергетические установки, также и цветные металлы, такие как медь и алюминий, востребованы в производстве электрических кабелей, трансформаторов и других энергетических компонентов.

·               Транспорт и автомобилестроение: Увеличение производства автомобилей и развитие транспортной инфраструктуры также способствуют росту потребления цветных металлов, которые используются в легких и прочных компонентах автомобилей и транспортных средств.

Причины увеличения потребления в этих отраслях могут быть связаны с расширением инфраструктурных проектов, ростом частного строительства и увеличением производственных мощностей в энергетическом секторе. Потребление цветного металла часто связано с модернизацией инфраструктуры и технологическими инновациями, которые требуют использования высококачественных и специализированных металлов. Избыточное производство черного металла в России возможно, учитывая высокий уровень производственных мощностей и зависимость от экспортных рынков. Это может привести к переизбытку на внутреннем рынке, особенно если спрос не будет расти в тех же темпах, что и предложение.

Глобально же, увы, в текущих условиях можно говорить скорее о стагнации, чем о стабильном росте металлопотребления экономикой страны. Рост на 3,1% во II квартале 2024 года по сравнению с прошлым годом может свидетельствовать о некотором улучшении ситуации, однако нестабильность экономической ситуации и неопределенность на рынке могут препятствовать устойчивому росту потребления в будущем.

Среди прочего, жесткая денежно-кредитная политика (ДКП) и высокая ключевая ставка создают давление на потребление, так как высокие процентные ставки увеличивают стоимость заимствований и могут ограничивать инвестиции в металлосодержащие проекты. Высокие ставки также могут замедлять развитие новых проектов и модернизацию существующих мощностей, что в свою очередь снижает спрос на металл.

И бизнес может откладывать металлоемкие проекты из-за высоких ставок кредитования, что ограничивает доступность финансирования для крупных инвестиционных проектов. Однако адаптация экономики к высоким ставкам может происходить, и некоторые отрасли могут продолжать свою инвестиционную активность, используя внутренние ресурсы или альтернативные источники финансирования.

Отрасли, где спрос продолжит стагнировать с текущих условиях - транспорт и автомобилестроение: если экономическая нестабильность окажет негативное влияние на инвестиции в транспортную инфраструктуру и производство транспортных средств.

Впрочем, все эти прогнозы могут меняться в зависимости от дальнейших экономических условий и изменений в государственной политике».

Главный стратег управляющей компании «Вектор Икс» Максим Худалов:

«В первой половине этого года сохранилась выгодная ипотечная ставка, что значительно способствовало спросу на металлопрокат. Избыточный интерес, возникший из-за стремления людей получить ипотеку по сниженным ставкам, способствовал росту потребления проката в первом квартале и позволил удержать объемы ввода объектов. По данным Северстали, это подтверждает, что даже с ожидаемым спадом во втором полугодии рынок остается в определенном позитивном состоянии. Проблемы, с которыми столкнулись подрядчики крупных застройщиков, играют здесь немалую роль, так как значительная часть работ выполняется именно субподрядными организациями, которые предлагают свои услуги нашим застройщикам, выбирающим наиболее эффективные и выгодные бригады. Кроме того, последние сталкиваются с нехваткой рабочей силы, особенно после ужесточения условий для иностранных работников после теракта в Крокусе. Конкуренция со стороны сервисов доставки, которые предлагают курьерам высокие вознаграждения, также ведет к оттоку работников из строительного сегмента. В данный момент мы наблюдаем охлаждение на мировом рынке.

На сегодняшний день мы наблюдаем, что цена на чугун достигла 375 долларов за тонну и продолжает снижаться. В то же время, цена китайского проката колеблется в диапазоне 435-440 долларов за тонну в портах Китая, что, безусловно, оказывает негативное влияние на наш рынок. Цены у нас также начинают падать, и, скорее всего, снижение потребления будет замедляться. Это приведет к необходимости поиска экспортных рынков, на которых нам предстоит конкурировать с резко возросшим китайским экспортом.

Сейчас наблюдается стагнация, так как значительный рост потребления не наблюдается. Хотя мы отмечаем некое увеличение в сфере металлоконструкций, обусловленное активным строительством инфраструктурных объектов на Дальнем Востоке и в Северо-Западном федеральном округе, объемы все равно слишком малы, чтобы существенно повлиять на глобально падающий рынок строительства. Предполагается, что по итогам года потребление стали сократится до 72–73 миллионов тонн, а проката — до 62–63 миллионов тонн. Ожидаемое снижение потребления составит 40-41 миллион тонн, что означает потерю 2-3 миллионов тонн до конца 2024 года. Хотя нельзя сказать, что бизнес замораживает проекты, крупные компании все же продолжают реализовывать свои планы, располагая своими финансовыми ресурсами.

Кроме того, процесс трансформации высоких процентных ставок в тарифы для конечных потребителей не происходит мгновенно. У нас много проектов, которые привлекали финансирование по стандартным ставкам на длительный срок. На данный момент ожидается, что ужесточение денежно-кредитной политики приведет к повышению ставок на 1,5-2 процентных пункта по сравнению с их значениями в начале года. Говорить о том, что эффект уже ощущается на крупных компаниях, пока рано. Это не касается мелких игроков и подрядчиков, которые функционируют на коротких денежных оборотах; для крупных компаний ситуация не так критична.

Основным сектором, создающим спрос на прокат, является, безусловно, оборонная промышленность. Также наблюдается небольшой интерес со стороны автомобилестроения, где китайские концерны, похоже, начинают занимать места на базе бывших европейских заводов. Однако остается вопрос, насколько быстро они начнут закупать российский прокат, ведь до европейцев это почти не удалось сделать. А те, кто использовал отечественные изделия, уже давно покинули Россию, еще до событий 2022 года.

Удивительно, но вагоностроительная отрасль поддерживает интерес к металлу, поскольку увеличившееся расстояние доставки привело к нехватке вагонов. Можно ожидать, что спад будет наблюдаться в строительстве. Однако есть и интересный аспект: нефтегазовая отрасль не демонстрирует признаков стагнации, так как продолжаются разведочные бурения. Мы понимаем, что истощаются старые запасы, и новые проекты требуют значительных объемов труб, что также способствует спросу на трубный прокат. Подводя итог, можно сказать, что, вероятнее всего, потребление упадет, но этот спад не будет слишком значительным. Если сравнивать с историческими показателями, то падение окажется незначительным. Конечно, по сравнению с успешными показателями 2022-2023 годов ситуация будет выглядеть пессимистично, но в среднем за последние 5-7 лет потребление в целом остается на достигнутом уровне».