Цветмет развернулся на Восток
В 2021 году, согласно данным «Норникеля», половина выручки компании была обеспечена поставками на европейские рынки. На Азию тогда приходилось чуть менее 30% выручки, еще 15% - на США и страны Южной Америки. Стоило бы ожидать, что в 2022 году на фоне геополитического, экономического и логистического кризиса эти доли радикально поменяются. Как это, например, случилось с российскими сталеварами. Однако в структуре выручки «Норникеля» доля европейского рынка снизилась лишь на несколько процентных пунктов (почему цветные металлы оказались более защищены от санкционного давления мы подробно писали ранее). Но даже если снижение доли европейского рынка среди потребителей металлов «Норникеля» продолжится, компания сможет реализовать весь выбывающий металл на рынках азиатских. Об этом в конце недели заявил глава «Норникеля» Владимир Потанин. Компания имеет собственный флот и может спокойно вывозить продукцию в Азию и Европу. Создание же им перевалочного хаба в марокканском Танжере обеспечило ему снижение зависимости от услуг порта Роттердама.
Разбираемся с экспертами и участниками рынка, почему цветные металлы в меньшей степени пострадали от проблем с логистикой и почему российскому цветмету рады в Азии.
Рынки стран Азии были ключевыми для предприятий цветной металлургии и в предыдущие годы, таковыми они остаются и сейчас. И важно понимать, что ситуация с транспортировкой цветных металлов из Россию в Азию гораздо лучше, чем со сталью вследствие более давних их поставок в данный регион. Подобное утверждение справедливо прежде всего для трех важнейших цветных металлов – алюминия, меди и никеля, говорит независимый эксперт Леонид Хазанов. «Например, в Китае есть собственные производители никеля, однако его не хватает для выплавки нержавеющей стали, поэтому он закупается из России. И здесь надо учесть следующий момент: для выплавки рядовых марок нержавейки подойдут никелевый чугун или ферроникель, для выпуска марок ответственного назначения их использовать нельзя и альтернативы чистому никелю тут попросту нет», - приводит пример он. Сходным образом обстоят дела с первичным алюминием в Турции. Он в ней не производится, но нужен для экструдирования алюминиевых профилей и в результате приобретается в России. Тоже самое можно сказать про Южную Корею, только там алюминий больше нужен для выпуска плоского проката, перечисляет Леонид Хазанов.
Конечно, продажи российских металлов на рынках азиатских государств могут идти с дисконтами, однако их величины различаются в зависимости от конкретного металла, описывает ситуацию на рынках эксперт. «Для никеля они точно минимальны в силу небольшого числа его производителей на планете и сложности технологической цепочки его получения, для меди – тоже самое. Зато в отношении алюминия поставщиков предостаточно и дисконты на него могут быть приличные», - перечисляет он.
В целом, по алюминию, меди и никелю сейчас наблюдается постепенный подъем цен после их снижения в январе-феврале 2023 года из-за падения покупательной активности со стороны китайских потребителей. В марте же они активизировали приобретение меди и никеля на фоне оживления промышленности КНР. На этом фоне растет маржильность их поставок из России, которая и ранее низкой не была.
«Промышленные потребители цветного металла по большому счету и так были расположены в Азии. И то, что физические поставки металла шли через Роттердам, это было, скорее, удобство для трейдеров, нежели удобство для потребителей», - согласен промышленный эксперт Максим Шапошников. Самый важный металл, который нужен в азиатском регионе, - это медь. Сейчас, с появлением никелевых аккумуляторов, спрос на никель также растет. Опять же производство нержавеющей стали, где требуется никель, активно растет именно в азиатском регионе, перечисляет эксперт. Там же строится большое количество химических предприятий и предприятий машиностроения, атомного машиностроения, что требует нержавейки.
Логистика цветных металлов гораздо проще, потому что объемы гораздо меньше. «Чтобы было понятно годовое производство никеля в России, - это два крупных сухогруза, годовое производство меди - шесть-восемь крупных сухогрузов», - приводит пример он. «Самая проблемная логистика, конечно, у алюминия, потому что его больше всего. Вот переориентация алюминия, действительно, это некоторая сложность, потому что в Азии алюминий широко представлен собственными производителями», - продолжает Максим Шапошников. Но опять же, здесь принципиальным моментом является то, что Китай все еще поддерживает зеленую повестку, поэтому он все еще заинтересован в низком углеродном следе, который не могут обеспечить его собственные производители. Так что, очень часто при поставках алюминиевой продукции на эксперт китайские производители прибегают к схемам с покупкой российского алюминия, рассказывает Максим Шапошников. «Почему? Потому что в России алюминий производится с огромной долей использования гидроэнергетики, а значит, его углеродный след в четыре-пять раз ниже, чем в среднем по миру», - поясняет эксперт.
«Безусловно, дисконт и есть. Но опять же говорить, что они существенные нельзя. Стоимость транспортировки цветных металлов традиционно низка и никто напрямую не рассчитывает эти дисконты. Более того, давно существует понимание, что биржевые цены в среднем в мире оторваны от реальных потребностей рынка. И на цветные металлы существует премия на физическую доставку. Поэтому, скорее можно говорить о том, что для российского металла премия за физическую доставку относительно биржевой цены чуть ниже, чем это для металлов других стран», - поясняет ситуацию эксперт. Так что с учетом еще и девальвации рубля, можно сказать, что российские игроки цветной металлургии находятся в хорошем состоянии.
Что же касается европейских рынков, то, отказавшись от российских металлов, потребители пойдут за продукцией из стран Азии и Африки. «Это, как обычно, выльется в то, что цены на сырье подорожают в Европе. Но с учетом того, как они перенесли подорожание жизненно важных для них нефтегазовых ресурсов, наверное, потенциал для такого повышения у них есть. И говорить о том, что европейская промышленность умрет из-за того, что им придется покупать цветные металлы дороже не приходится», - заключает Максим Шапошников.