Санкционная трансформация: к 90-летию алюминиевой промышленности России
Российский алюминий занимает важное место на глобальном рынке (порядка 7% мирового объема производства алюминия), встроен в мировые экономические процессы, и исключить его из них не смогли даже американские санкции 2018 года. Но выстраивавшиеся десятилетиями принципы мировой экономики практически потерпели крах в конце февраля 2022 года.
С одной стороны, в России нет собственного сырья для производства алюминия, - глинозема. С другой, - большая часть производимого алюминия поставляется на экспорт. Это результат «пересборки» отрасли, которая произошла 1990-х годах. «Казалось, удалось создать абсолютно устойчивый к любым рыночным катаклизмам механизм. Но последние годы этот механизм проходит постоянную проверку на прочность», - замечает независимый аналитик по устойчивому развитию Максим Шапошников. Сначала, в 2018 году российская алюминиевая отрасль (компания «Русал» и ее на тот момент основной владелец Олег Дерипаска) попала под блокирующие санкции США, которые могли бы привести к закрытию большей части алюминиевых заводов в России и увольнению десятков тысяч сотрудников предприятий. Но отрасль удалось спасти: Олег Дерипаска отказался от контроля над Русалом, что позволило исключить компанию из санкционного списка. К слову, в отношении компании и российского алюминия полностью санкции так в силу и не вступили: мировая промышленность не смогла отказаться от российского алюминия и американские власти были вынуждены регулярно выпускать и продлевать «лицензии», позволяющие мировым контрагентам проводить операции с подсанкционным на тот момент металлом.
Сейчас отрасль столкнулась с трудностями другого порядка: мировые хозяйственные связи разрушаются как раз теми странами, которые изначально и выступали за глобализацию мировой экономики. Новые пакеты американских и европейских санкций стремятся нарушить функционирование российской промышленности, в том числе и алюминиевой.
В России практически нет качественного сырья для производства алюминия (почти 70% сырья для производства алюминия компания ввозит). Как следствие, все основные сырьевые активы находятся за рубежом. И в нынешних геополитических реалиях компания оказалась практически отрезана от сырья, что может поставить под угрозу само производство. Алюминиевая отрасль, как и другие сектора промышленности, последние десятилетия выстраивала глобальный бизнес, глобальную сеть добычи и переработки сырья, говорит директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Анна Кертанова. Теперь все эти международные цепочки разрушены и ясности, как далеко политики зайдут в ограничениях глобальных бизнес-процессов и как долго будет длиться кризис, нет.
Так, например, в марте 2022 года «Русал» был вынужден приостановить производство на Николаевском глиноземном комбинате (в прошлом году на долю предприятия пришлось 15% потребляемого глинозема). Также Австралия в это время запретила экспорт глинозема и бокситов в РФ. Под действие санкций автоматически попали поставки глинозема комбината Queensland Alumina: российской компании запретили пользоваться продукцией, произведенной на ее же предприятии (на австралийский глинозем приходилось 20% от потребления).
Главная проблема, которую предстоит решить алюминиевой отрасли, - конечно, обеспечение сырьем, подчеркивает Максим Шапошников. Для производства тонны алюминия требуется 2 тонны глинозема и 4 тонны бокситов. В России есть нефелиновые руды. Есть в России и бокситы, но они значительно беднее и их трудно добывать (их добыча возможна только шахтным способом, но он практически не применяется в мире). В свое время СССР пришлось разработать технологии производства глинозема из нефелиновых руд, но это было связано лишь с невозможностью получить доступ к зарубежному сырье. Технология производства глинозема из таких руд крайне сложная и дорогостоящая.
Еще одна глобальная трудность, с которой столкнулась алюминиевая промышленность страны, как и все отрасли, ориентированные на экспорт, - нарушение логистики, говорит аналитик «Райффайзенбанка» Ирина Ализаровская. Кроме того, на алюминиевую отрасль, как и на остальные сегменты российской экономики, оказывается политическое давление: зарубежные контрагенты могут автоматически воспринимать все российское как априори санкционное или токсичное, опасается Ализаровская. При этом глобальный бизнес осознает, что Россия - балансирующий поставщик на мировой рынок, ее металл нечем заместить. Особенно в условиях, когда в Европе из-за взлета цен на энергоносители производство алюминия сократилось почти на 15%. Согласно последней оценке Международного института алюминия (IAI), которую приводит Reuters, производство первичного алюминия в Западной Европе в апреле составило 244 тыс. тонн. Это на 13,2% меньше, чем в апреле прошлого года, а годовой объем производства упал до нового минимума - 2,97 млн тонн. Годовое производство сейчас упало на 470 тыс. тонн по сравнению с прошлогодним майским пиком в 3,44 млн тонн.
В таких условиях европейский рынок не может сразу и быстро отказаться от российского алюминия, полагает господин Шапошников. И дело не только в высокой себестоимости производства европейских производителей и галопирующих ценах на энергоносители, подчеркивает он. Важное значение имеет экологичность производства. А Россия крупнейший в мире производитель алюминия с низким углеродным следом. Если компания будет вынуждена по политическим причинам уйти с рынка, ее место в Европе займут производители из Китая, где весь алюминий производится на угольной электроэнергии и углеродный след составляет более 12 т СО2 на тонну металла.
В целом же, очевидно, что, существовавшая до 24 февраля и эффективная модель бизнеса, будет трансформироваться, сходятся во мнении эксперты. Бизнес будет стремиться нивелировать геополитические риски и переносить по максимуму все производственные процессы в Россию или переносить мощности из западных стран, уверен Максим Шапошников. Но и то, и другое будет требовать времени и колоссальных инвестиций.
Учитывая, что с точки зрения технологий алюминиевая отрасль одна из немногих, кто не зависит от запада, это вполне реально. Будет алюминиевая отрасль и постепенно превращаться из ориентированной на экспорт в ориентированную на внутренний рынок. «На это требуется много лет, но, тем не менее, масштабная программа импортозамещения, которую начинает правительство, будет стимулировать потребление алюминия в стране», - уверена Анна Кертанова. Сейчас в России и странах СНГ реализуется менее 30% алюминия, производимого в России.
Отрасль обязательно найдет решение. Вопрос только в том, чего ей это будет стоить. «Многочисленный опыт прохождения кризисов позволит отечественному бизнесу обойти выстроенные геополитические ограничения и в этот раз», - уверен господин Шапошников.