Уголь в тупике: экспорт растёт, эффективность падает
В последние годы российская угольная отрасль переживает масштабные изменения: под давлением санкций и изменившейся геополитики экспортные потоки переориентированы с Европы на рынки Азии и Ближнего Востока. Однако за внешним ростом поставок скрываются внутренние проблемы — от падения рентабельности до перегруженной инфраструктуры, которая всё хуже справляется с увеличившимся объёмом перевозок.
Согласно последнему отчёту ИЭРТ «Уголь на рельсах. Май 2025»:
1. Россия теряет долю на мировом рынке угля
- С 2022 по 2024 год экспорт российского угля сократился на 11,7%, а доля на глобальном рынке — с 16,4% до 12,6%.
- Это связано с полным прекращением поставок в ЕС и усилением конкуренции со стороны Индонезии, Австралии, США и Монголии.
- Основной рост мирового экспорта пришёлся на Индонезию и Австралию, которые обеспечили спрос со стороны Китая и Индии.
2. Погрузка угля по России снижается
- В январе–апреле 2025 года погрузка угля составила 111,5 млн т, что на 3,1% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.
- Основное сокращение — за счёт внутренних перевозок (электростанции, металлургия).
- Влияние оказали тёплая зима и снижение спроса на внутреннем рынке.
3. Экспорт переориентирован на Восток и Юг
- Восточное направление (в основном Китай) демонстрирует устойчивый рост: +2,9% (до 38,5 млн т), но пропускная способность инфраструктуры на пределе.
- Южное направление (в первую очередь Индия) выросло на 68,6% (до 7,4 млн т).
- Северо-Западное направление упало на 22,9%, в основном из-за падения мировых цен и снижения спроса в Европе.
4. Высокая доля нерациональных перевозок
- Из западных регионов (Кузбасс, Хакасия) в ДФО завозится значительный объём угля (2,7 млн т за 4 месяца), несмотря на наличие местных ресурсов.
- Это ограничивает экспорт других (в т.ч. высокомаржинальных) грузов через Восточный полигон.
- Предлагается оптимизировать логистику и сократить завозной уголь в ДФО минимум на 2,4 млн т.
5. Экономическая эффективность и нетбэк
- Нетбэки на экспорт (доходы за вычетом транспортных и логистических издержек) значительно сократились — до 0,8–1,1 тыс. руб./т, из-за падения цен и укрепления рубля.
- Особенно низкие показатели у портов Тамань и Усть-Луга.
- Экспорт через порт Восточный остаётся более стабильным, но и там идёт спад из-за перенасыщения складов в Китае.
6. Рентабельность перевозок: Восток — в минусе
- Перевозка угля по Восточному полигону в 2024 году принесла ОАО «РЖД» убытки более 127 млрд руб.
- С 2014 по 2024 год убытки от перевозки только угля составили -435,8 млрд руб.
- Основную прибыль РЖД приносят нефтяные грузы, металлы и удобрения.
7. Рост себестоимости и снижение эффективности
- Полная себестоимость добычи угля выросла в 2,5 раза с 2015 года, при этом уровень потребительских цен — только в 1,7 раза.
- Доля внепроизводственных расходов в себестоимости достигла 22,5% — сигнал снижения общей эффективности отрасли.
8. Инвестиции угольщиков — на фоне прошлой прибыли
- С 2017 по 2022 годы угольные компании сформировали значительные инвестиционные резервы за счёт высокой прибыльности.
- Однако открытых данных за 2021–2024 годы по структуре инвестиций нет, и как именно используются эти средства — неизвестно.
9. Разрыв в зарплатах
- В 2024 году разрыв в зарплатах между угольной отраслью и железнодорожниками достиг 23%.
- Угольщики получают заметно больше, несмотря на то, что именно РЖД несёт основную нагрузку по логистике их продукции.
Общий вывод:
Российская угольная отрасль адаптируется к новым условиям, активно переориентируя экспорт на восток и юг, однако сталкивается с критическими ограничениями инфраструктуры, растущими издержками, падением цен и логистическими дисбалансами. Эти факторы требуют системных решений — от оптимизации внутренних перевозок до пересмотра ценовой и инвестиционной политики в цепочке «добыча – транспорт – экспорт».