Не оборонкой единой
Министерство Экономического Развития Российской Федерации опубликовало на прошедшей неделе документ под названием «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов». В документе перечислены ключевые результаты деятельности основных отраслей экономики и социальной сферы за 2023 год, озвучены прогнозы на 2024 год и заданы целевые темпы развития по всем ключевым отраслям на период до 2027 года.
Разумеется, одно из важнейших мест в этом докладе, как, собственно, и в российской экономике, занимает металлургический комплекс. И правительство ожидает от сегмента высоких показателей роста. Так, по итогам 2024 года, по данным Минэкономики, прирост добычи металлических руд к 2023 году составил 0,6%, металлургического производства – 0,4%, производство готовых изделий из металлов (кроме продукции машиностроительного комплекса) - 30,9%. К 2027 году прирост от уровней 2023 года должен достичь 6,9%,5,1% и 50,3%, соответственно, прогнозируют в ведомстве.
В черной металлургии по итогам 2023 года средневзвешенный индекс производства вырос на 4,0 %, в том числе производство чугуна, стали и проката на 4,6 %, производство стальных труб на 1,2 % и производство метизов и прочих изделий на 4,9%, приводится министерством оценка. В 2024 году производство чугуна оценивается на уровне 54,7 млн тонн – 100,2 %, стали – 76,3 млн тонн – 100,4 %, готового проката черных металлов – 64,3 млн тонн –100,2 % (к уровню 2023 года). В структуре готового проката черных металлов производство листового проката в 2024 году ожидается в объеме 30,9 млн тонн, или 103,3 % к уровню 2023 года, из него производство листового холоднокатаного проката ожидается на уровне 8,9 млн тонн, т.е. на уровне 2023 года, производство горячекатаного проката – 22,0 млн тонн, или 112,8 % к уровню 2023 года. Производство листа и жести с покрытием ожидается в 2024 году в размере 6,0 млн тонн, или 88,9 % к уровню 2023 года. Производство сортового холоднотянутого проката, включая подшипниковый – 223,7 тыс. тонн, или 104,6 % от уровня 2023 года.
Задачи по приросту, которые правительство поставило перед металлургической отраслью, на текущий момент следующие:
- К 2027 году прирост производства готового проката черных металлов составит 7,0 %, достигнув 68,7 млн тонн.
-Из общего объема готового проката производство листового проката к 2027 году составит 33,0 млн тонн (110,4 % к уровню 2023 года), производство сортового проката 35,7 млн тонн (103,2 процента).
-Объем производства стальных труб в 2027 году составит 13,5 млн тонн (101,5 % к уровню 2023 года).
- Исходя из оценки спроса на кокс металлургический на внутреннем и внешних рынках, в связи с переходом отраслей на новые технологии, резкого изменения спроса не ожидается. В 2027 году производство кокса прогнозируется на уровне 26,2 млн тонн, или 101,9 % к уровню 2023 года.
- По оценке Минэкономики в 2024 году производство концентрата железорудного составит 95,0 млн тонн, или 104,5 % к уровню 2023 года, а к 2027 году производство концентрата железорудного прогнозируется на уровне 101,1 млн тонн, или 111,2 % от уровня 2023 года.
- Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, в целом должно вырасти на 50% от уровней 2023 года к году 2027.
- В части обеспечения и рационального использования сырьевых ресурсов цветной металлургии должны реализовываться новые инвестиционные проекты на территории России, диверсифицироваться импортные поставки сырьевых ресурсов при снижении импортных поставок из недружественных стран.
«После достаточно успешного прошлого года для российской чёрной металлургии итоги первого полугодия 2024 г. для отрасли были в отрицательной зоне: производство стали снизилось на 4,2%, выпуск проката снизился на 2,5%. Это было обусловлено стагнацией внутренних продаж, снижением спроса со стороны нефтегазового сектора, ослаблением экспорта сортового проката и проведением ремонтов в доменном и конвертерном переделах. При этом поддержку сектору оказал ВПК и инвестиции в новые регионы РФ. Так что в ближайшее время чёрная металлургия будет сталкиваться с такими сдерживающими развитие факторами, как высокие ставки кредитования, высокая конкуренция с импортом, сильный рубль, снижение спроса со стороны жилищного строительства по причине отмены программ льготной ипотеки. За счет таких негативных факторов выплавка стали за весь 2024 год может составить 70-75 млн т», - описывает ситуацию в отрасли управляющий директор рейтингового агентства НКР Дмитрий Орехов.
Обсудили с экономистами и отраслевыми экспертами, насколько поставленные перед отраслью планы реальны, что будет стимулировать их реализацию, что – тормозить.
Управляющий партнер Financial Mechanics Ltd. Константин Зусманович:
«Прежде всего хотелось бы сказать пару слов о спросе на продукцию черной металлургии в России и на мировых рынках. На удивление, российская металлургическая отрасль демонстрирует (и, вполне возможно, будет демонстрировать в ближайшие годы) расходящиеся с мировым рынком тенденции.
Причина, как это часто бывает, в отраслях-потребителях - для черной металлургии это во многом стройка и машиностроение, в их динамике кроется достаточно многое:
- при достаточно проблематичном состоянии глобального рынка (вызванном во многом проблемами со спросом на китайском рынке строительства), именно этот фактор для российских металлургов (из-за переориентации на локальный рынок) менее важен - и по сравнению с прежними временами, и по сравнению со многими зарубежными коллегами
- одновременно российское правительство анонсировало значимые инфраструктурные проекты, обладающие значительной металлоемкостью
Последнее, если эти проекты будут реализовываться близко к плану, окажет очень значительное влияние не только на объемы, но и на структуру потребление стали в стране. По итогам 2023 года доля внутреннего потребления стального проката, например, выросла до 72% (по сравнению с 53% в 2021), и в случае успешной реализации упомянутых проектов может стать еще выше. Это очень мощный драйвер для черной металлургии.
Наблюдавшийся невысокий спрос на стальные трубы, на мой взгляд, во многом связан с использованием нефтегазовыми компаниями накопленных в 2021-23 года запасом труб... Но этот фактор в кратко- или среднесрочной перспективе исчерпается, а заявленная модернизация коммунальной инфраструктуры и программа газификации регионов в перспективе 5-6 лет будут только поддерживать (или даже повышать) спрос в этом сегменте.
Логистические сложности из-за переориентации потоков с запада на восток, безусловно, также имеются, но они будут оказывать влияние в основном на (снижающуюся) экспортную составляющую. В то же время металлоемкие проекты по развитию самой инфраструктуры (в том числе - логистической) будут, как упоминалось выше, способствовать и росту внутреннего спроса, и "расшивке" узких мест в транспортировке продукции металлургов к зарубежным рынкам сбыта на юге и востоке.
Все перечисленное, на мой взгляд, позволяет достаточно позитивно смотреть на среднесрочные перспективы отрасли».
Независимый промышленный эксперт, доктор экономических наук Леонид Хазанов:
«Высокая ключевая ставка Банка России привела к росту процентных ставок по кредитам банков, выдаваемым предприятиям металлургической и других отраслей промышленности, сокращая тем самым возможности для финансирования ими инвестиционных проектов. В то же время можно ожидать сейчас снижения спроса на металлопродукцию в связи с прекращением действия государственной программы льготной ипотеки и завершением очередного строительного сезона. Конечно, заказы со стороны машиностроения сохранятся, однако они не полностью компенсируют те объемы, которые дает девелопмент.
В сложившихся условиях металлургические компании могут пойти на пересмотр ранее запланированных инвестиционных проектов, от одних отказаться, другие сохранить. Правда, надо учесть, что дорогостоящих проектов в отечественной металлургии нет и не предвидится – ей по большому счету некуда расти в санкционных условиях, когда экспорт сильно ограничен. Поэтому подъем выпуска металлопродукции будет медленным и ускорить его могут запуск крупных инфраструктурных проектов, подобно прокладке газопровода «Сила Сибири-2», и облегчение поставок из России на глобальный рынок».
Учредитель и глава международной независимой научно-исследовательской группы «Перспективные Научно-Исследовательские Разработки» Денис Банченко:
«Согласно данным Минэкономразвития, правительство ставит цель увеличить производство черных металлов на 7 % к 2027 году. На основе анализа GFS, эти планы могут быть реалистичны при условии, что сохранятся относительно стабильные макроэкономические условия и поддержка со стороны правительства. Важным фактором является развитие атомной энергетики, где будет расти спрос на специальные виды металлов для строительства новых объектов и модернизации уже существующих атомных станций. Мы прогнозируем, что развитие программы Росатома в России и сотрудничество с Казахстаном по добыче урана будут стимулировать увеличение спроса на металлы. Однако, глобальные геополитические риски, такие как возможные ядерные конфликты, могут повлиять на стабильность этих планов.
Ключевые факторы, которые могут замедлить выполнение планов:
Глобальные геополитические риски: Высокий риск геополитической дестабилизации может привести к серьёзным экономическим сбоям, нарушению цепочек поставок и резкому изменению спроса на металлы.
Логистические трудности: Недостаток подвижного состава, узкие места в транспортной сети, а также сложности с международной логистикой могут замедлить рост металлургического сектора.
Проблемы с финансированием: Жёсткая денежно-кредитная политика (ДКП) может затруднить доступ к финансированию для крупных проектов, требующих значительных вложений в модернизацию и расширение производств.
При этом следующие отрасли могут существенно увеличить потребление металлов:
Атомная энергетика: Увеличение количества проектов Росатома как в России, так и за её пределами, будет стимулировать спрос на специальные металлы, такие как сталь и титан, используемые в строительстве и обслуживании атомных электростанций. Ожидается, что правительство продолжит инвестировать в атомную промышленность, что будет способствовать увеличению спроса на металлы.
Инфраструктурное строительство: Продолжение программ модернизации инфраструктуры и строительства новых объектов требует значительных объёмов металлов. Программы по модернизации транспортной и энергетической инфраструктуры обеспечат рост спроса на металлы в долгосрочной перспективе.
Оборонная промышленность: В условиях глобальной нестабильности рост государственных заказов на оборонные проекты приведёт к увеличению потребления чёрных и цветных металлов.
Международное сотрудничество: Интеграция с Казахстаном, особенно в области добычи урана и редкоземельных металлов, откроет новые возможности для российской металлургической промышленности.
Но будут и те, кто снизит темпы потребления металлов. В первую очередь, это нефтегазовый сектор: переход на более экологичные источники энергии может сократить потребление металлов в этой отрасли. Традиционные энергетические сектора: снижение потребности в металлах может произойти на фоне роста возобновляемой энергетики и перехода на более лёгкие материалы.
Кроме того, жёсткая ДКП (на последнем заседании Банк России повысил ключевую ставку до 19% - MetallPlace.ru) может серьёзно ограничить доступ к финансированию для крупных инфраструктурных проектов и модернизации производств. Высокие процентные ставки усложняют привлечение инвестиций в капиталозатратные проекты металлургической отрасли. Ограничение ликвидности также негативно сказывается на возможности компаний финансировать разработку новых технологий и расширение мощностей.
Наращивание сбыта на внутреннем рынке может стать более маржинальным направлением для российских металлургических компаний, учитывая стабильный спрос на металлы в инфраструктурных и энергетических проектах. Однако экспорт на международные рынки, такие как Юго-Восточная Азия и Китай, остаётся привлекательным в долгосрочной перспективе. Тем не менее, логистические проблемы и транспортные ограничения могут сделать экспорт менее рентабельным, особенно на удалённые рынки. 8. Логистические трудности Логистические проблемы, включая нехватку подвижного состава и узкие места на транспортных сетях, остаются одной из ключевых проблем для металлургической отрасли. Это ограничивает возможности для быстрого увеличения объёмов производства и экспорта продукции. В частности, транспортировка металлов на дальние рынки сталкивается с высокими затратами и сложностями с международными транспортными маршрутами, что снижает конкурентоспособность российской металлопродукции на мировых рынках.
Таким образом, планы по росту производства металлургической отрасли до 2027 года могут быть достижимы при условии сохранения стабильной макроэкономической ситуации и активной государственной поддержки. Однако наша система GFS также предупреждает о возможных геополитических рисках, которые могут повлиять на выполнение этих планов. Развитие атомной промышленности и сотрудничество с Казахстаном открывают новые возможности для роста спроса на металлы, но логистические трудности остаются серьёзным препятствием для увеличения объёмов производства и экспорта».
Основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников:
«Первое, что следует отметить, это то, что такие высокие темпы роста производства черных металлов в условиях текущих экономических реалий выглядят маловероятными. В последние годы российская металлургия столкнулась с серьезными вызовами, включая санкционное давление и потерю традиционных рынков сбыта. Например, после введения санкций многие предприятия черной металлургии потеряли доступ к рынкам Европейского Союза и Северной Америки, что привело к необходимости переориентации на менее выгодные рынки в Азии и Африке.
• Логистические проблемы: как отмечают эксперты, логистика стала одной из ключевых проблем для металлургической отрасли. Увеличение логистических затрат на 40-70% по сравнению с предыдущими периодами делает экспорт продукции менее рентабельным. Нехватка подвижного состава и узкие места на железнодорожной сети также создают препятствия для эффективной транспортировки металлов.
• Дефицит юаневой ликвидности: в условиях нестабильности на валютном рынке и дефицита ликвидности в юанях, предприятия могут столкнуться с трудностями при расчетах с зарубежными партнерами. Это может привести к снижению объемов поставок и увеличению цен на продукцию.
Несмотря на негативные прогнозы, некоторые отрасли могут увеличить потребление черных и цветных металлов до 2027 года. К ним относятся:
• Строительство: ожидается рост в строительной отрасли благодаря реализации крупных инфраструктурных проектов. Однако стоит учитывать, что рост потребления может быть ограничен из-за высоких цен на строительные материалы.
• Энергетика: Переход на новые технологии в энергетике может увеличить спрос на стальные трубы и другие металлические изделия. Тем не менее, этот рост будет зависеть от государственных инвестиций и реализации новых проектов.
Стимулировать рост в указанных отраслях могут следующие факторы:
• Государственные программы: Поддержка со стороны государства в виде субсидий и налоговых льгот может помочь увеличить объемы производства и потребления металлов.
• Инновации: внедрение новых технологий в производство может снизить затраты и повысить конкурентоспособность российских производителей.
Жесткая денежно-кредитная политика (ДКП) может существенно тормозить развитие металлоемких отраслей. Высокие процентные ставки делают кредиты менее доступными для предприятий, что ограничивает их возможности для инвестирования в модернизацию производственных мощностей и расширение бизнеса.
Можно предположить, что часть инвестиционных проектов будет откладываться на неопределенный срок из-за неопределенности на рынке и высоких рисков. Это также связано с изменениями в международной политике и экономике.
Наращивание сбыта на внутреннем рынке может показаться маржинальным направлением для металлургических компаний, однако это не всегда так. На фоне растущих цен на ресурсы и низкой покупательной способности населения внутренний рынок становится менее привлекательным по сравнению с экспортом.Экспорт даже на новые удаленные рынки (например, Юго-Восточная Азия или Китай) может оказаться более выгодным для компаний, несмотря на логистические трудности. Причиной этому служит более высокая цена за тонну продукции на международных рынках по сравнению с внутренними ценами.
Логистические трудности существуют как при экспорте продукции, так и внутри страны. Нехватка подвижного состава и узкие места на железнодорожной сети создают значительные проблемы для металлургов. Эти факторы могут привести к задержкам поставок и увеличению затрат, что негативно скажется на рентабельности бизнеса.
Таким образом, прогнозы о росте производства черных металлов в России к 2027 году представляются чрезмерно оптимистичными с учетом текущих экономических условий, логистических проблем и жесткой денежно-кредитной политики. Реальные темпы роста могут оказаться значительно ниже ожидаемых из-за множества факторов, влияющих на спрос и предложение в металлургической отрасли».
Экономист Дмитрий Полусуров:
«Темпы роста реальны, но напрямую зависят от спецоперации. Если она продолжится, то значительную часть прироста заберет национальная оборона. Расходы на нее составляют 2023 - 6,4 трлн руб., 2024 - 10,8 трлн руб., 2025 - 13,5 трлн руб. Произведенные металлы направят либо для собственного производства оружия, либо на экспорт, где из них произведут оружие, которое впоследствии будет импортировано. Если она завершится, то и прогноз МЭР тоже будет пересмотрен. Когда она завершится, никто не знает. Поэтому делать далеко идущие выводы - до 2027 г. - очень преждевременно. Жесткая ДКП никак не влияет на расходы на национальную оборону. Все как раз наоборот - расходы на национальную оборону приводят к жесткой ДКП. Динамика денежной массы (агрегатор М2) тому подтверждение. За 8 месяцев 2023 +7.7 трлн руб, за 8 месяцев 2024 +7,9 трлн руб. И ЦБ дает четкие сигналы, что ключевая ставка и дальше будет увеличиваться».
Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров:
«Планы Минэка реалистичн, учитывая в общем-то незначительные темпы запланированного роста. К тому же мощности отечественных стальных компаний уже соответствуют заявленным объемам и предстоит лишь некоторое обновление существующих мощностей.
Последние пару лет строительная отрасль и машиностроение были драйверами роста. Полагаем, что в ближайшие пару лет машиностроение останется таковым, а вот потребление в строительстве может снизиться за счет снижения программ по льготной ипотеке. Хотя инфраструктурное строительство может поддержать спрос в строительстве. Полагаем, что развитие новых регионов и инфраструктурное строительство (например, ВСМ) может поддержать спрос на металлы.
При этом, безусловно, жёсткая ДКП является одним из основных дестимулирующих факторов развития металлоемких отраслей, так как реализация инвестиционных проектов по ставке 18% и выше невозможна, поэтому инвесторы скорее всего будут откладывать реализацию проектов.
Кроме того, металлурги могут испытывать трудности с логистикой, так как им приходится перевозить продукцию по той же сети РЖД, что и более объемным угольщикам или производителям руды. Именно угольные компании создавали определенные трудности на сети РЖДЭ, так как вынуждены были все добываемые объемы перенаправить на восточное направление. Однако все же РЖД отдает приоритет более маржинальным продуктам и стальные компании наверно находятся в более приоритетном положении, нежели угольные компании».
Начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст», к.э.н. Олег Абелев:
«По готовому прокату черных металлов не очень оптимистичный прирост – около 7%, а вот что касается готового проката не черных металлов, а листового проката – это действительно существенный рост, чуть ли не в 2 с лишним раза, и также по остальным трубам.
С большим количеством масштабных инфраструктурных проектов, спрос на листовой прокат и на стальные трубы будет расти, причем по экспоненте.
Тормозить эти планы могут цены на сырье на мировых рынках. Только часть продукции компаний, которые добывают руду или экспортируют металлургическую продукцию, идет на внутренний рынок, а часть на экспорт. Частично от доходов, получаемых от экспорта, металлургические компании инвестируют в производство внутри страны. Если будут проблемы со снижением цен на мировых рынках на их продукцию, объем кап вложений, направленных на такой сумасшедший рост производства по листовому прокату, стальным трубам может стать не таким активным или может затормозиться.
Если говорим о черных металлах, то основным потребителем выступает стройкомплекс, транспортный комплекс. У нас ожидается строительство высокоскоростных жд магистралей, целых пяти, это масштабные проекты. Идет реализация программ по строительству индивидуальных жилых строений, возведение новых заводов, цехов – это все увеличивает потребление черных металлов.
Львиная доля цветных металлов раньше шла на экспорт, в России не было никогда такого внутреннего рынка, чтобы все добываемые цветные металлы остались тут. И нужно понимать, что экспорт цветных металлов является большой статьей доходов, тем более, что Россия является страной, где залегает большое количество редкоземельных металлов в большом количестве.
Выделить можно микроэлектронику, высокоточное машиностроение и авиапром – это отрасли, где будут цветные металлы использоваться.
Если отрасль работает по госзаказу и по льготным условиям, то ставка денежного рынка не так важна. Для компаний, которые работают вне рамок госзаказа, жесткая ДКП тормозит их развитие, возможностей привлекать заемное финансирование у таких компаний все меньше.
Сейчас применительно к металлургии, особенно применительно к черной, многие все-таки работают на госзаказ. Доля госзаказа весьма большая».
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Университета МИСИС Рафаэль Абдулов:
«Прогнозы показывают весьма позитивную картину. Предполагается, что к 2027 году объемы производства стали возрастет на 7%, что превзойдет показатели 2023 года. Однако точно оценить потребление и производство металла представляется затруднительным из-за высокой динамичности рыночных процессов. Предположения о влиянии низких процентов по ипотеке, возможной замедлении в сфере недвижимости и одновременном росте инфраструктурных проектов, таких как строительство железных дорог и различных железобетонных конструкций, включая расширение узких участков на БАМе и Восточном полигоне, находят подтверждение. Эти тенденции могут привести к увеличению потребления стали в строительной отрасли, что, в свою очередь, поможет компенсировать снижение металлоемкости из-за замедления в сфере недвижимости.
В сфере машиностроения наблюдается устойчивое развитие, вдохновленное потребностями оборонной промышленности, а также усилиями по замещению импорта, в частности, в производстве автомобилей и других промышленных товаров. Однако здесь существует определенная неопределенность: насколько возможно увеличить объемы производства автомашин нашими компаниями, учитывая проблемы, связанные с импортозамещением, и открытые вопросы относительно того, будут ли китайские производители строить свои заводы в России. Китайская автопромышленность опасается возможных дополнительных санкций и не проявляет заинтересованности в инвестициях в российское производство автомобилей. В то же время, некоторые бренды, которые были представлены на российском рынке еще до начала специальных военных операций, продолжают сборку автомобилей в России, включая «Хайвел», «Джак» через «КамАЗ», и тот, кто только что запустил производство «Москвича». С «Фавом» же сотрудничество с Тольяттинским автозаводом не увенчалось успехом. Предсказать, насколько будет расти выпуск автомобилей в ближайшие годы, сложно.
Что касается денежно-кредитной политики, то, безусловно, она является ограничительным инструментом, и высокая ключевая ставка действительно сдерживает производство. Однако мягкая бюджетная политика, стимулирующая политика, наоборот, способствует увеличению спроса как со стороны государства, так и бизнеса, который, например, связан с государством по контрактам. Таким образом, высокая ключевая ставка может быть компенсирована мягкой бюджетной политикой.
Что касается перспектив Юго-Восточной Азии, то они также неопределенны. В мире в целом сейчас наблюдается избыток производства стали. На китайском рынке, например, из-за замедления в сфере недвижимости производство и потребление стали замедляются. Хотя, недавно власти Китая предприняли шаги по стимулированию рынка недвижимости, что может немного увеличить спрос. Однако цены на аренду падали почти весь 2024 год. Летом были небольшие колебания вверх, но в целом наблюдался нисходящий тренд. Поэтому рынки Юго-Восточной Азии на данный момент не выглядят перспективными из-за дополнительных расходов на логистику и дисконт, вызванный рисками попадания под вторичные санкции. В итоге можно сказать, что нет явных признаков потенциального роста на этом рынке, но также нельзя выделить факторы, способные вызвать стагнацию или даже рецессию.
Поэтому прогнозы правительства о незначительном росте, около 7% к 2027 году по сравнению с 2023 годом, кажутся реалистичными. Несмотря на напряженную обстановку и высокие риски, существует много уязвимостей в различных секторах экономики, включая рынок металлов».