Меди всем не хватит?

По данным Trafigura, существующих сейчас на рынке запасов меди хватит менее, чем на 5 дней глобального потребления. И уже к концу года этот показатель может упасть в два раза, до 2,7 дней. Это катастрофически низкие показатели, так как обычно запасы меди на глобальном рынке измеряются неделями потребления, но никак не днями, предостерегли металлотрейдеры. Впрочем, Trafigura еще в середине 2021 года предостерегала, что дефицит меди может достигнуть 10 млн тонн в год. Тогда инвесторы ожидали скачка цен на медь до $15 000 за тонну и выше уже к 2025 году.

Сейчас, в условиях такого острого дефицита стоило бы ожидать резкого скачка цен на медь. По аналогии, к номеру, со скачком цен на алюминий на фоне американских санкций против «Русала» и опасений мировой промышленности дефицита этого металла. Или по аналогии с той же медью: в 2021 году дефицит меди составил 441 тыс. тонн (2% спроса), что привело к росту цены на 25%, указывает главный аналитик ИК «Иволга Капитал» Марк Савиченко. Однако медь пока ведет себя спокойно: торгуется на Лондонской бирже металлов по цене выше $8000 за тонну, что почти на четверть ниже, чем в начале марта — тогда цена на этот цветной металл достигала рекордных $10 000 за тонну. «Сегодняшняя цена является отражением опасений инвесторов в восстановлении мировой экономики и Китая в частности. И эти опасения перевешивают факт низких запасов металла. Данный уровень цены в 7500-8000 является сбалансированным, учитывающий как неуверенность в мировом спросе в среднесрочной перспективе, так и некоторые проблемы с предложением металла в настоящее время. С точки зрения потребителей металла, то тут как раз геополитические риски добавляют неуверенности, что отражается на спросе металла в среднесрочной перспективе. Да и зеленая тематика в последнее время отошла на второй план, опять же из-за геополитических рисков», - описывает ситуацию на рынке директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров.

Но всё может измениться, предостерегают эксперты и делать прогнозы в текущих волатильных условиях трудно. С одной стороны, медь — важный элемент для производства всего, что связано с возобновляемыми источниками энергии, от ветрогенераторов до электромобилей. А европейские страны сейчас как никогда заинтересованы в развитии альтернативных источников энергии. И учитывая, что сейчас на рынке не хватает крупных проектов по добыче и производству меди, которые могли бы заметно увеличить предложение в среднесрочной перспективе, низкие текущие запасы сырья повышают риск того, что цена на него может внезапно взлететь до небес. С другой, — рынок уже замер в ожидании глобальной рецессии и  снижения спроса.

«Запасы меди на складах находятся на исторически довольно низких уровнях. Сегодня запасы находятся на уровне 3-5 дней потребления или 240 тыс. тонн. При этом Китай, который отвечает за 55% мирового спроса на медь, демонстрирует растущее потребление как самого металла, так и медных концентратов для производства меди в самой стране», - подтверждает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. При этом запасы на Шанхайской бирже тоже падают, что лишь подтверждает, что металл не используется для спекуляций, а идет в производство.

«В середине октября Блумберг писал, что запасы меди, имеющиеся на Лондонской бирже металлов, достигли самого низкого уровня с 1974 года в результате резкой эскалации сокращения мировых поставок. Тогда на складах было всего 14 150 тонн меди. Запасы Шанхайской фьючерсной биржи сократились до 41 668 тонн, самого низкого уровня с 2009 года. Основная причина сокращения поставок – продолжительное недоинвестирование в отрасль», - напоминает Марк Савиченко.

«Восстановлению запасов препятствуют риски отказа лондонской биржи от российского металла, а так же низкие цены, которые приводят к недопоставкам металла от предприятий с высоким уровнем себестоимости»- опасается Сергей Гришунин. Санкции пока обошли российских производителей, однако все равно они сталкиваются с логистическими трудностями, особенно при поставке металла, а европейские страны, подтверждает Илья Макаров. При этом зеленая повестка подразумевает рост доли электротранспорта, потребность в меди для которых на 50% выше, чем для автомобилей с ДВС (подробнее о том, какие металлы и в каком количестве требуются для производства электромобилей, читайте в нашем материале). «В большей степени рост цен на медь скажется на компаниях, работающих в зелёной повестке: медь один из лучших проводников. Например, по данным Copper Alliance, в электромобилях используется в два раза больше меди, чем в автомобилях с бензиновым двигателем. Но нужно не забывать, что все эти компании работают в конкуренткой среде, если цены продолжат расти, это в итоге подтолкнёт предприятия к разработке способов сокращения потребления металлов или даже к поиску альтернатив», - согласен Марк Савиченко.

Ситуация дефицита вряд ли страшит лондонскую биржу, которая зарабатывает на стоимости хранимых на ее складах металлов, при этом физические поставки просто поменяют логистику, которая станет дороже, продолжает Сергей Гришунин. Существует, безусловно, риск падения спроса в силу неизбежного удорожания металла, однако текущие инфляционные тенденции могут помочь нивелировать эти риски, допускает он.

Очевидно, что по окончании фазы снижения цен на сырьевые металлы, которая последует за обвалом на финансовых рынках, дефицит металлов вызовет удорожание бумаг компаний-производителей меди, но для этого необходимо зафиксировать устойчивый тренд на восстановление экономики, заключает Сергей Гришунин.