Утилизация дорогого «ветерана» ВМФ США

Летом нынешнего года стартовал процесс утилизации ветерана военно-морского флота США авианосца «Китти Хок». Его пилят на металлолом. 15 января он вышел свой последний поход с тихоокенского побережья США и в июне, через пять месяцев, попал в док в городе Браунсвилл (штат Техас), где подвергнут утилизации. Размеры судна не позволяли его провести через Панамский канал, и «Китти Хок» пришлось вести вокруг всей Латинской Америки. Компании International Shipbreaking Ltd, ведущей работы, корабль достался всего за цент (даже не за 1 доллар). А снимут с него массу ценного материала. Какого?

Нужно отметить, что утилизация корабля - это очень недешевый процесс. В его ходе образуется множество экологически вредных веществ (например, тот же асбест, который применялся для теплоизоляции котлов авианосца). Куда их захоранивать потом, не вполне понятно. Не удивительно, что, например, авианосец «Америка» (того же проекта, что и «Китти Хок») предпочли просто затопить в море, использовав как плавучую мишень, чтобы не возиться с его резкой.

«Китти Хок» был спущен на воду в начале шестидесятых годов прошлого века. Прошел большой боевой путь - участвовал в войнах во Вьетнаме, Афганистане и в Персидском заливе. Впрочем, для авианосца такой большой срок службы - шесть десятилетий - является вполне нормальным. Ведь основное оружие этого класса кораблей - авиагруппа, которую можно совершенствовать сколько угодно без необходимости конструктивной перестройки самого судна.

В отличие от своего ровесника, авианосца «Нимиц», «Китти Хок» не имел атомных силовых установок, что делает его утилизацию менее проблемной (нет материалов, зараженных радиацией).

Однако же и в этом случае утилизация корабля длиной 319 и шириной 70 метров представляет собой серьезную и очень трудоемкую задачу. Разумеется, детали проекта 127-А, по которому строили "Китти Хок", были в свое время засекречены и впоследствии не разглашались. Но известно, что при изготовлении авианосца было использовано примерно 60 тысяч тонн стали. Если брать существующие расценки на сталь в размере около 750 долларов за тонну, стоимость этого лома составит порядка 45 миллионов долларов. Но стоит помнить, что сталь использовалась разного качества. У "Китти Хок" три броневых палубы, и там использовалась специальная сталь (судя по всему, средне-легированная). Стоимость лома легированной стали может разниться в зависимости от содержания в ней никеля и т.д.

Но еще более дорогостоящим является, разумеется, цветной металл. По всей видимости, четыре гребных винта авианосца были сделаны, как тогда часто практиковалось, из дорогого бронзового сплава.

Кстати, когда в 90-е годы прошлого века разразился скандал с продажей Китаю "на зубочистки" (т.е. на металлолом) советских тяжелых авианесущих крейсеров, выяснилось, что у них гребные винты также были сделаны из бронзы. И с реализацией этой бронзы пытались организовывать различные аферы, нашедшие отражение в многочисленных уголовных делах.

Многие другие изделия судового машиностроения для авианосца, эксплуатировавшийся в контакте с морской водой, изготавливались также из меди и сплавов на ее основе. К таким изделиям относятся трубопроводы систем забортной воды, судовая арматура, насосы, теплообменные аппараты, облицовки гребных валов. В ходе утилизации они также будут переплавлены.

Разумеется, всю электронику и системы вооружения, из которых можно было бы извлечь ценные материалы (включая драгметаллы), с авианосца еще до начала утилизации сняли. Но остались кабели, длина которых исчисляется километрами. А это - медь, свинец, алюминий. Так что в минусе компания, которая будет проводить утилизацию авианосца-ветерана, явно в итоге не останется и затраты свои точно отобьет.