Индийский угольный путь

Одним из ключевых политических и экономических событий прошедшей недели стал визит российской правительственной делегации в Индию. Возглавил ее председатель Госдумы Вячеслав Володин. Участники двусторонних переговоров обсудили перспективы российско-индийского сотрудничества в экономической, социальной, культурной, образовательной и технологической сферах. Особое место занимали переговоры министра энергетики России Сергея Цивилева с министром нефти и природного газа Индии Шри Хардипом Пури. Из публичных заявлений известно, что основной темой обсуждения стало сотрудничество двух стран в области добычи и переработки нефти.
Индия является одним из крупнейших импортеров нефти в мире. В 2023-2024 годах доля импорта в обеспечении внутренних потребностей страны составила 88,7%.
Но не нефтью единой. Индия является одним из ключевых партнёров России по энергоэкспорту в целом, и динамику товарооборота в этой сфере растет. На фоне быстрого роста индийский экономики страна является крупным мировым импортером углей - энергетического и металлургического, и металлов. И несмотря на парения объемов экспорта российского угля в Индию в прошлом году, перспективы этого направления очень высокие. Стимулировать товарооборот будет и активное развитие валютной инфраструктуры для работы с рупиями со стороны российских банков.
Согласно данным Министерства промышленности и торговли Индии, за первые десять месяцев 2023 года экспорт российского угля в Индию увеличился почти в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, достигнув 19,9 млн тонн. В стоимостном выражении импорт угля из России в Индию составил около $3,5 млрд, что на 5,4% больше, чем в 2022 году. Это суммарные данные по коксующемуся (металлургическому) и энергетическому углю, применяемому в качестве топлива для ТЭС. Особенно заметен рост поставок коксующегося угля, объем которых увеличился в 2,2 раза, достигнув 5,2 млн тонн. «В 2024 году, по данным Центра ценовых индексов, поставки в Индию российского угля упали к предыдущему году до 25 млн тонн, или на 37%. Причина падения – сложности логистики и невыгодная ценовая конъюнктура на уголь, направляемый на экспорт через южные порты. При этом, учитывая, что наблюдался рост экспорта российского коксующегося угля в Индию, падение экспорта энергетического угля было еще более существенно. Полагаем, что спрос на коксующийся уголь со стороны Индии будет сохраняться», - приводит цифры директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров. Вывоз цветных металлов из России, в частности, алюминия и меди может подняться, поскольку в Индии их производство не компенсирует внутреннее потребление. Правда, придется выдерживать жесткую конкуренцию с китайскими игроками, добавляет независимый промышленный эксперт, доктор экономических наук Леонид Хазанов.
Обсудили с участниками отрасли, насколько российские угли и металлы интересны индийскому потребителю, насколько для российских производителей маржинален экспорт в индийском направлении и какие перспективы его роста, особенно учитывая логистические трудности, с которыми российские промышленные грузоотправители сталкиваются практически во всех направлениях.
Аналитик по суверенным и региональным рейтингам агентства Эксперт РА Кирилл Лысенко:
«С металлом ситуация сложная. В случае Индии мы имеем рынок, на котором ожидается стабильно сильное увеличение спроса как на черные, так и на цветные металлы. По стали прогнозируемый на ближайшие три года среднегодовой темп прироста спроса составит порядка 8–10%. По алюминию и меди, например, порядок чисел тот же. Однако в случае металлургии, особенно черной, в Индии присутствует проблема жесткой конкуренции. Во-первых, внутреннее производство большинства основных металлов в Индии не отстает от растущих потребностей. Во-вторых, здесь активно работают сильные конкуренты, такие как Китай, что уже создает проблемы даже для самих индийских компаний. Из-за этого осенью 2024 года как раз шли разговоры о введении Индией ограничений на импорт стали для защиты внутренних производителей. Таким образом, для успешной экспансии на индийский рынок нашим компаниям нужно выбирать ниши, по которым сама Индия ресурсодефицитна, либо экспортировать более редкие и технологически сложные сплавы, чье производство пока не широко налажено у наших индийских партнеров. Например, к перспективным нишам можно отнести висмутовые бронзы, никелевые, титановые, а также высокопрочные алюминиевые сплавы.
Что же касается угля, то наибольший потенциал имеется в сфере, связанной с ранее затронутой темой. Наилучшие прогнозы сегодня имеются по углям, используемым в металлургии. Внутренние производители металлургической продукции, даже несмотря на жесткую конкуренцию с китайскими и другими производителями, будут наращивать свой выпуск, а вместе с ним будет расти и потребность в коксующихся углях, антраците и пылеугольном топливе. При этом в ближайшие годы не прогнозируется, что внутреннее производство металлургических углей будет увеличиваться опережающими темпами. Возрастающая потребность, как и сейчас, будет во многом удовлетворяться за счет поставок из-за рубежа. Сегодня страна импортирует около 85% подобной продукции. Ожидается, что по итогам текущего финансового года (апрель 2024 – март 2025) общий объем индийского импорта металлургических видов угля вырастет на 7–9%.На данный момент в Индии доминируют австралийские поставщики, на которых приходится 55–60% поставок в страну. Российский уголь не уступает ему ни по качеству, ни по цене. Соответственно, имеется потенциал для наращивания доли российских производителей (в предыдущем финансовом году она составляла 21%).
А вот прогнозы по экспорту энергетического угля гораздо менее оптимистичны. Индия сама быстро наращивает выпуск таких марок угля. Кроме того, руководство страны регулярно заявляет о планах довести их импорт до нуля в кратчайшие сроки — в 2026 году или даже в 2025 году. Из ближайших ожидаемых мер, которые могут сказаться на импорте угля, можно отметить, например, грядущую отмену ранее действовавших в условиях дефицита ископаемого топлива требований по использованию определенной доли импортного угля на электростанциях страны».
Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин:
«Поставки угля в Индию в 2024 году значительно упали (на 37% в 2024 по сравнению с 2023), особенно сильно просели поставки энергетического угля. Из-за логистических сложностей и конфликтов между производителями и логистами, например в порту Тамань, экспорт энергетического угля убыточен по всем направлениям, в первую очередь в Индию. Перспективы 2025 года по экспорту энергетического угля в Индию выглядят очень сомнительно, особенно на фоне сообщений о потенциальном росте производства угля в стране на 9% в 2025 году. Также, в стране очень прочны американские позиции, поэтому санкционные вопросы всегда будут первыми подниматься при принятии решений где и у кого покупать уголь, особенно в текущих условиях низкий цен. Дальнейшие перспективы по энергетическому углю выглядят также неважно исходя из желания Индии ускорить энергетический переход. Поэтому в 2025 году мы ожидаем, что экспорт угля составит около 25 млн. тонн, при этом экспорт энергетического угля будет снижаться. Хорошие перспективы есть только по высококачественному коксующемуся углю. Прочную базу для укрепления взаимодействия в угольной сфере создает подписанный в октябре 2021 г. меморандум о сотрудничестве в области поставок коксующегося угля, предусматривающий увеличение объемов экспорта в Индию до 40 млн т/год к 2035 г.
По металлам ситуация более позитивная - за предыдущий финансовый год поставки железа и стали из России в Индию в июне выросли в 1,4 раза. Перспективы остаются по черной металлургии и алюминию, однако санкции и тяжелая логистика очень мешают».
Начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст», кандидат экономических наук Олег Абелев:
«По итогам 2024 г экспорт российского угля и металла в Индию составил примерно 7,5-8 млн тонн. Причем основной приток экспорта пришелся на последний квартал. В течение первых трех кварталов поставки энергетического угля из России в Индию сокращались примерно на 40%. Экспорт всего угля – коксующегося и энергетического составил порядка 18-20 млн тонн.
При этом важно отметить, что экспорт угля сокращается по сравнению с 2023 годом. Это связано с ухудшением условий – растут транспортные тарифы, себестоимость добычи, а мировые цены на уголь в 2024 году снизились.
Создание совместных металлургических предприятий позволит увеличить объемы добычи коксующегося и энергетического угля. Для большинства российских металлургических и угледобывающих компаний создание таких предприятий может быть перспективным. В условиях серьезного снижения мировых цен на уголь, гораздо выгоднее заниматься экспортом металлургической продукции, выходить на другие мировые рынки в формате совместного предприятия. При этом совместные предприятия должны создаваться на паритетных основах.
Промышленность Индии нуждается в больших объема лома, черных и цветных металлов, не только угля. А для России важны комплектующие, оборудование и материалы».
Главный экономист Института экономики роста им. П.А. Столыпина Борис Копейкин:
«Индия за последние месяцы несколько сократила импорт угля в целом за счет роста внутренней добычи, но наращивала импорт коксующегося угля. И остается крупным покупателем, приобретающим гораздо больше 200 млн тонн в год. Большую часть зарубежного угля страна закупает у Индонезии. России, на которую по оценкам приходится менее 10% поставок угля в Индию также приходится конкурировать на этом рынке с ЮАР, Австралией и США. Учитывая жесткую ценовую конкуренцию и не самые благоприятные условия для российских поставщиков с точки зрения логистики, экономическая целесообразность наращивания поставок может существенно зависеть от конкретной марки угля, а также географии поставок от конкретной шахты или разреза, и должна тщательно анализироваться.
Индия – самая населенная страна мира – одновременно остается и крупным потребителем и импортером, и крупным экспортером на рынке металлов. И экспорт, и импорт в секторе заметно превышает $40 млрд в год. Страна импортирует сталь, медь, серебро и алюминий. Только потребление стали в стране как ожидает местное агентство CRISIL в 2025 году вырастет на 8-9%. Но одновременно Индия – один из крупнейших производителей металлургической продукции. И поставляет на внешние рынки сталь и металлопродукцию примерно на $20 млрд. И в том числе поставляет продукцию из нержавеющей стали в Россию. А также, оставаясь крупным нетто-импортером металла, продает в другие страны алюминий и продукцию из него еще на несколько миллиардов долларов.
Рынок растущий, но конкурентный, а местные компании государство часто защищает пошлинами на импорт и другими барьерами. Учитывая стратегические цели по развитию производства и импортозамещению сформулированные в рамках программы Make in India. Поэтому отрадно, что несмотря на это российские производители наращивают на нем свое присутствие в нишах с большей добавленной стоимостью. Так, Русал в последнее время наращивал поставки проволоки, прутков и профилей, листов и плит, а также фольги. Россия также поставляет в Индию сталь, никель, медь и другие продукты металлургии на сотни миллионов долларов ежегодно. И шансы на дальнейший рост продаж, на фоне быстрого роста экономики страны и внутреннего потребления, высоки. Тем более, что учитывая большую, чем в случае угля, среднюю стоимость продукции, особенно для цветных металлов, логистические издержки для металлургов не столь критичны.
Но также не надо забывать, что рупия валюта неконвертируемая, у страны сохраняется традиционно высокий внешнеторговый дефицит и действуют жесткие ограничения на вывод капитала. Российским компаниям-экспортерам в этом вопросе необходима поддержка со стороны государства. Не меньшая чем со снятием барьеров для импорта. Чтобы вопросы о «зависших» рупиях не были актуальными.
Одновременно, в рамках инициативы Make in India страна активно приветствует инвестиции в производство на своей территории. Особенно при наличии потенциала экспорта или импортозамещения. Такие проекты могут быть интересны для российской стороны как способ получить доступ на растущий рынок, конечно, при условии использования наших технологий и поставок. Хороший пример такого подхода – уже запущенный проект НЛМК по производству электротехнического проката в индийском штате Махараштра. Из металла, производимого самим НЛМК в России».
Советник генерального директора Южно-Кавказской железной дороги по стратегическому развитию и проектной деятельности, кандидат экономических наук Алексей Лерон:
«Россия и Индия активно обсуждают возможности дальнейшего увеличения объемов поставок коксующегося угля. В совместном заявлении, опубликованном в июле 2024 года, стороны подчеркнули намерение изучить пути расширения сотрудничества в этой сфере.
Несмотря на значительный рост поставок, существуют факторы, которые могут ограничивать дальнейшее увеличение экспорта. В 2023 году общий экспорт российского угля сократился на 4% по сравнению с предыдущим годом, составив 212,5 млн тонн. Однако поставки в Индию продолжили расти, достигнув 26 млн тонн, что на 31% больше, чем в 2022 году. На Индию пришлось 12% всего российского экспорта угля.
Факторы, способствующие росту:
1. Диверсификация рынков сбыта. Сокращение экспорта в европейские страны побудило российских производителей искать новые рынки, и Индия стала одним из ключевых направлений для переориентации поставок.
2. Рост спроса в Индии. Увеличение промышленного производства и развитие энергетического сектора в Индии способствуют повышению спроса на уголь, включая коксующийся уголь для металлургической промышленности.
3. Конкурентоспособность российского угля. Благодаря географическому положению и развитой инфраструктуре, российские поставщики могут предлагать конкурентные цены и стабильные поставки, что делает их привлекательными для индийских импортеров.
Таким образом, российско-индийское сотрудничество в области угля имеет значительный потенциал для дальнейшего развития. Обе страны заинтересованы в укреплении партнерских отношений, что способствует устойчивому росту торговли и реализации совместных проектов в этом стратегически важном секторе экономики.
Помимо угольной отрасли, Россия и Индия проявляют интерес к расширению сотрудничества в металлургическом секторе. Обсуждаются возможности совместных проектов в области переработки металлов и разработки критически важных минералов. Например, в августе 2024 года стороны обсудили укрепление взаимодействия в сфере редкоземельных металлов и критических минералов, что открывает новые горизонты для партнерства.
В последние годы наблюдается значительный рост экспорта российского металла в Индию. По данным индийского Министерства торговли и промышленности, в 2023 году поставки российской стали в Индию увеличились на 48% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 686,5 тыс. тонн, что в денежном выражении составило $429 млн (+34%).
Общий импорт стали Индией за 2023 год увеличился более чем в 2 раза, составив 26 млн тонн. Продукция российской черной металлургии почти не присутствовала на рынке Индии до введения санкций Евросоюза. Теперь доля России составляет 2,6%.
Основной прирост пришелся на черные металлы, особенно сталь. Рост обусловлен в основном секторами строительства и инфраструктурными проектами, на долю которых приходится 60-65% общего спроса. По прогнозам, спрос на сталь в Индии будет расти на 7% ежегодно, достигнув 190 млн тонн к 2030 году.
Что касается цветных металлов, таких как алюминий и медь, их потребление в Индии также демонстрирует положительную динамику. В 2025 году ожидается рост спроса на эти металлы примерно на 10% по сравнению с предыдущим периодом. Основными факторами роста являются инфраструктурные проекты и увеличение инвестиций в энергетику, как традиционную, так и альтернативную.
Таким образом, на индийском рынке наблюдается высокий спрос как на черные, так и на цветные металлы. Однако в настоящее время черные металлы, особенно сталь, занимают более значимую позицию из-за масштабных инфраструктурных проектов и стремительного экономического роста страны. Потенциал для дальнейшего увеличения экспорта российского металла в Индию остается высоким, особенно с учетом переориентации торговых потоков и укрепления двусторонних экономических связей.
Российский экспорт угля и металлов в Индию остается рентабельным, но сталкивается с серьезными логистическими вызовами, которые ограничивают потенциал его роста.
С одной стороны, Индия является перспективным рынком для российских поставщиков. Страна активно наращивает производство стали, алюминия, расширяет строительство инфраструктуры и развивает энергетику, что создает высокий спрос на уголь и металлы. Особенно востребованы коксующийся уголь для металлургии и энергетический уголь для тепловых электростанций. Аналогично растет интерес к российским черным и цветным металлам, особенно в связи с западными санкциями, которые вынудили Россию искать альтернативные рынки сбыта.
Однако рентабельность экспорта напрямую зависит от логистики. Доставка российского угля и металлов в Индию требует транспортировки через порты Дальнего Востока или перевалки в портах Юго-Восточной Азии, что увеличивает стоимость фрахта. Ограниченные мощности портов, нехватка судов и высокая загруженность железных дорог Восточного полигона (БАМа и Транссиба) снижают скорость поставок и создают дополнительную нагрузку на экспортные цепочки.
Еще одним фактором, влияющим на рентабельность, являются валютные расчеты. Индия стремится оплачивать российские поставки в рупиях, но эта валюта пока не конвертируется свободно, что осложняет расчетные операции. Несмотря на это, крупные контракты все же заключаются, а стороны ищут оптимальные схемы расчетов.
Таким образом, экспорт угля и металлов в Индию остается прибыльным направлением, но его рост сдерживается транспортными ограничениями. Решение логистических проблем, включая модернизацию инфраструктуры и развитие альтернативных маршрутов, станет ключевым фактором для дальнейшего увеличения поставок.
Что касается перспектив создания совместных металлургических предприятий российскими компаниями в Индии, то они выглядят достаточно многообещающими, особенно с учетом растущего спроса на металлы в этой стране и сложностей с традиционными экспортными поставками.
Индия активно наращивает производство стали и цветных металлов, поскольку правительство страны ставит перед собой амбициозные задачи по развитию инфраструктуры, энергетики и машиностроения. Национальная программа «Make in India» стимулирует локализацию производства, а ожидаемый рост урбанизации и строительства увеличивает потребность в металлах. В таких условиях создание совместных предприятий с российским участием могло бы быть выгодной стратегией для обеих сторон.
Наиболее перспективными направлениями являются производство стали, алюминия и ферросплавов. Российские металлургические компании обладают передовыми технологиями выплавки и проката стали, что могло бы заинтересовать индийских партнеров. Производство ферросплавов, в частности феррохрома и ферромарганца, также может стать интересной нишей, поскольку Индия является одним из крупнейших потребителей этих материалов для своей металлургической отрасли.
В сегменте цветных металлов перспективным направлением мог бы стать выпуск алюминиевой продукции, учитывая наличие в Индии крупных запасов бокситов и высокий спрос на алюминий в строительстве, автомобилестроении и энергетике. Российские производители могли бы предложить современные технологии переработки алюминия и производство сплавов с высокой добавленной стоимостью.
Создание совместных предприятий позволило бы российским компаниям снизить зависимость от логистических сложностей, связанных с экспортом, получить доступ к растущему индийскому рынку и воспользоваться преимуществами местного производства, такими как более низкие издержки на рабочую силу и доступ к индийским программам господдержки. Однако успешная реализация подобных проектов потребует выстраивания долгосрочных партнерств с индийскими компаниями, решения вопросов финансирования и учета местных регуляторных норм».
Таким образом, российско-индийское сотрудничество в секторе угля и металлов демонстрирует значительный потенциал роста, подкрепленный как экономическими факторами, так и стратегическими интересами обеих стран. Реализация намеченных направлений развития позволит существенно увеличить объемы взаимной торговли и инвестиционного сотрудничества в среднесрочной перспективе, подводит итоги генеральный директор группы компаний ABIPA, специализирующейся на международной логистике и ВЭД, Владлен Золотарев. По его оценкам, в среднесрочной перспективе возможно увеличение объема поставок угля до 40-45 млн тонн к 2030 году. При этом рост доли коксующегося угля в российских отгрузках на индийский рынок составит до 35-40%. Что касается металлургического сегменте, тут, скорее, возможно углубление технологического сотрудничество и развитие совместных научно-исследовательских проектов.
Однако достижение такие целей требует стимулов, в том числе государственных, подчеркивает Владлен Золотарев. Необходимо развитие финансовых инструментов: расширение использования национальных валют, внедрение новых механизмов торгового финансирования, создание специализированных страховых продуктов, совершенствование нормативной базы в части технических стандартов, а также упрощение таможенных механизмов.