В чем отличие ценообразования для металлолома между Турцией и Японией?

Похоже, что Турция, крупнейший импортер лома черных металлов в мире, и Япония, второй по величине его экспортер, продолжают двигаться в противоположных направлениях в том, что касается цен.

Турция закупает лом H2 в основном в США и Великобритании, тогда как Япония продает высококачественный материал в страны Юго-Восточной Азии, Корею, Вьетнам и Тайвань из-за их географической близости. Корея, безусловно, является крупнейшим покупателем Японии, потому что последняя продает высококачественный, в основном автомобильный лом, пользующийся большим спросом в первой. Но Турция идет по среднему пути и может обходиться более низкими сортами, для которых США являются идеальным источником поставок.

Но цены, по которым Турция покупает в США, а Япония экспортирует в Юго-Восточную Азию, стали мировыми ориентирами. Поскольку страны Южной Азии (Индия, Бангладеш и Пакистан) также покупают лом в США и Великобритании, они находятся под влиянием цен Турции.

Факторы «развязки» цен на лом черных металлов Турции и Японии

1) Спред между эталонными импортными и экспортными ценами внимательно отслеживается заинтересованными сторонами в мировой торговле ломом черных металлов. То же самое усилилось с началом российско-украинского кризиса, когда Турция покупала CFR по цене 630 долларов за тонну в марте-апреле 2022 года, в то время как Япония получала в среднем 473 доллара за тонну FOB плюс 20-22 доллара за тонну за фрахт в течение двух месяцев.

После этого цены в обеих странах начали снижаться, но по разным причинам. Производство стали в Турции сократилось из-за падения спроса на сталь, высоких цен на энергоносители и инфляции в Европе. Япония, с другой стороны, не могла требовать более высоких цен из-за низкого спроса на сталь во Вьетнаме и интереса Южной Кореи к собственному отечественному лому со скидкой. В середине прошлого года экспортные предложения Японии оставались ограниченными из-за более высокого внутреннего спроса, в то время как покупатели ожидали дальнейших скидок.

Эти факторы дали в прошлом году достаточно оснований полагать, что Турция действительно «отделилась» от Японии. Каждая страна теперь находилась под влиянием собственной динамики спроса и соответственно устанавливала цены.

Например, по имеющейся информации, в 2017 году средний разрыв между ценами FOB на крупногабаритный лом H2, экспортируемый из Японии в Корею, составлял 15 долларов за тонну со скидкой по сравнению с HMS 1 и 2, импортируемыми в Турцию из США. Однако в 2022 году скидка увеличилась примерно до 35 долларов за тонну и в настоящее время находится на еще более высоком уровне 40-45 долларов за тонну, несмотря на то, что японские цены восстановились до уровня CFR более 420 долларов за тонну по сравнению с турецким CFR более 450 долларов за тонну.

2) Япония ищет более высокие цены. С другой стороны, Япония оставалась изолированной от высоких цен на энергоносители, которые были преимущественно европейским явлением, и теперь, естественно, ищет более выгодную цену у своих конечных покупателей. В последнее время разделение становится более заметным, поскольку внутренний рынок Японии силен из-за склонности к более высокому использованию лома на фоне обезуглероживания экономики. Естественно, в таких условиях японские продавцы лома подняли свои предложения в начале марта, как раз накануне тендера Канто (который должен был завершиться 9 марта), являющийся ценообразователем как на внутреннем, так и на экспортном рынках.

Япония не может продавать на таком прибыльном рынке, как Турция, потому что ее географическое положение делает ее нежизнеспособной, особенно с учетом растущих объемов грузоперевозок. Следовательно, Япония стремится задействовать Южную Азию, особенно Индию, где цены растут с января, в попытке получить большую прибыль.

3) Землетрясение вызвало изменение динамики рынка Турции. Следующим крупным событием после российско-украинского кризиса, изменившим динамику покупки металлолома в Турции, стало разрушительное землетрясение в феврале 2023 года. Сообщается, что из-за того, что большая часть страны превратилась в руины, для завершения восстановительных работ требуется около 4 миллионов тонн арматуры. Это означает, что Украине потребуется большое количество металлолома, чугуна и заготовок для производства этой арматуры, и она готова заплатить высокую цену, чтобы получить это сырье. Неудивительно, что цены уже превышают 450 долларов за тонну CNF, в то время как японские предложения для Кореи все еще колеблются на уровне 420 долларов за тонну CFR.

4) Волатильность иены держит участников рынка в неуверенности: японская иена была одной из самых волатильных валют в прошлом году. Примерно в октябре 2022 года она стала выше 150 за доллар — психологический уровень, которого не было с августа 1990 года. Колебания валютных курсов заставили участников рынка насторожиться и привели к падению спроса в июне-декабре 2022 года, что отразилось на ценах. Японские цены H2 FOB в этот период колебались в диапазоне $309-376/т, но это не вызывало проблем из-за высокого внутреннего спроса.

Как итог, Турция и Япония являются влиятельными странами в сфере ценообразования для лома черных металлов и могут иметь разные причины для установления своих цен. Однако, глядя на краткосрочную и среднесрочную перспективу, паритет цен сузится, поскольку Турция поднимет цены на импорт, чтобы удовлетворить свои насущные потребности в восстановлении страны. С другой стороны, после длительного периода снижения экспортных предложений Япония может активно исследовать экспортный рынок, увеличив предложение.