Северная Венеция, культурная столица и ... металлургический хаб и центр импортозамещения?

С легкой руки Александра Сергеевича Пушкина Санкт-Петербург прочно ассоциируется у россиян не только с суровым Медным (на самом деле, конечно, бронзовым) Всадником, который заложил город, ставший российским культурным и экономическим «окном» в Европу.  Редко можно встретить гостя Санкт-Петербурга, который не сделал бы фото графию с еще одним символом города  -  со львами на Дворцовой пристани. При этом мало кто задумывается, что эти львы являются  произведениями литейного искусства, произведенными методом литься и чеканки из листовой меди. А коллекция золотых, серебряных, медных и бронзовых изделий самых разных эпох, стилей и национальностей, собранная в «Эрмитаже» практически не имеет аналогов в мире по своим масштабам. 

Образы металлов появляются в поэзии, посвященной городу на Неве. Анна Ахматова воспевала в своем цикле «Стихи о Петербурге» «литое серебро» Исаакиевского собора, Осип Мандельштам восхищался «стальными жуками» автомобилей, проносящихся по набережным города под «золотыми булавками» звезд, а Владимир Гиляровский приходил в восторг от металлического грохота трамваев.

Композиторы, жизнь которых неразрывно связана с Санкт-Петербургом, посвящали металлургическому производству и индустриализации города в целом масштабные произведения, которые с блеском шли за рубежом и на отечественной сцене. Балет в двух действиях «Болт» коренного петербуржца Дмитрия Шостаковича, действие которого разворачивается на заводе, одноактный балет выпускника Санкт-Петербургской консерватории Сергея Прокофьева «Стальной Скок», посвященный темам индустриализации общества в целом. При этом костюмы артистов, исполнявших партии в балете, очень напоминали защитную форму металлургов, работающих  в опасных, горячих, цехах. Говоря об индустриализации как глобальном тренде, создатели балета вольно или не вольно  подчеркивают, что металлурги стоят во главе этого процесса. А Николай Мясковский, чья судьба и военная, и музыкальная неразрывно связана с Санкт-Петербургской консерваторией, поддерживал своего уже ученика Александра Мосолова в его авангардных начинания. И без этой поддержки и помощи не было бы создано направления «конкретной музыки», когда возможностями музыкальных инструментов передаются звуки тех процессов и явлений, которые окружают современного человека. А значит и не появилось бы произведение для оркестра и железного листа «Завод. Музыка машин».

Так или иначе, металл и металлургия всегда образно или напрямую ассоциировались с Санкт-Петербургом. В современном Санкт-Петербурге металлургические предприятия можно пересчитать по пальцам одной руки - крупнейшие, пожалуй, ОМЗ Спецсталь и «Красный Выборжец». Что же связывает Санкт-Петербург - город искусств и творцов, «северную Венецию» с металлами и металлургией?

Каким было производство металлов в Санкт-Петербурге до XVIII  века сказать однозначно сложно, но вполне вероятно, что оно все-таки было (хоть и в небольших объемах), учитывая строительство кораблей в городе и его растущее население, для обеспечения потребностей которого все завозить из различных регионов России или из-за границы было бы попросту бессмысленно, говорит независимый эксперт Леонид Хазанов. «Зато в XIX веке в Санкт-Петербурге такие известные промышленники как Чарльз Берд, Федор Гош и Николай Путилов создают довольно крупные металлургические предприятия, не считая казенного Санкт-Петербургского чугунолитейного завода. И все они фактически работают на нужды столицы Российской империи. В ХХ веке они продолжают развиваться, правда, отдельные из них из металлургических становятся полностью машиностроительными, тем не менее, литейные цеха в них сохраняются. В XXI веке, увы, наблюдается деградация металлургической индустрии Санкт-Петербурга, например, закрылся Фольгопрокатный завод и чуть было не прекратил существование «Красный Выборжец»,  - рассказывает Леонид Хазанов.

В силу географического положения и истории развития Санкт-Петербург является логистическим хабом для экспорта широкой номенклатуры товаров и металлопродукция тому не исключение. «Правда, в санкционных условиях перевалка грузов через него резко упала, в частности, стального проката из-за введенного властями Европейского Союза эмбарго на его импорт. Поэтому падение перегрузки стальной продукции в нем можно оценить на уровне 50%, если не больше», -  приводит не утешительную статистику Леонид Хазанов. Но вместе с этим, кажется, не самым утешительным трендом, формируется и новый, который, как раз, и сможет поддержать и дать новый толчок развития металлопотреблению города.  «Промышленность Санкт-Петербурга отказывается от иностранных запчастей, сделанных из металлов, и вынужденно, и добровольно одновременно - из-за западных санкций: даже если какие-то иностранные поставщики продолжают продажи в адрес предприятий Санкт-Петербурга надеяться на их надежность не стоит. Соответственно, индустрия северной столицы постепенно переходит на рельсы замены импорта, пускай пока данный процесс не очень и заметен.  Но он набирает обороты, особенно в судостроении, учитывая существующие планы по закладке новых кораблей и необходимость в локализации производства узлов и комплектующих для них», -  заключает эксперт.

Конечно, на фоне санкицонного давления на экономику России объемы перевалки через порты Санкт-Петербурга снизились.  «По итогам 2022 года поставки из Санкт-Петербурга стального проката сильно снизились. Сейчас они находятся  на уровне 1-  1,5 млн тонн. Это было связано с тем, что до периода запрета достаточно большой объем стального проката уходил на европейские рынки, поскольку европейские потребители понимали, что поставки будут прекращены во второй половине года и набирали запасы», - приводит данные промышленный эксперт Максим Шапошников. Для сравнения, до кризиса 2022 года объемы перевалки через Большой Порт Санкт-Петербурга достигали 7 млн т. Преимущественно, это была продукция с мощностей «Северстали» в силу удобной и недорогой логистики. В этом году, конечно, поставок будет минимальное количество. В прочем, теперь порты Санкт-Петербурга используются для поставки грузов на Турецкие рынки. Это поддержит загрузку портовых мощностей Санкт-Петербурга, хотя о показателях до 2022 года говорить пока рано.

Конечно, Санкт-Петербург никогда по настоящему не являлся центром черной металлургии. Тем не менее, как центр промышленности, он обладал большим количеством предприятий, которые имели, конечно, свои развитые литейный металлургический цеха. Помимо ОМЗ Спецстали можно вспомнить Кировский завод, который является до сих пор заметным игроком по производству как промышленной продукции, так и по производству стального проката, продолжает промышленный эксперт Максим Шапошников. И конечно, нельзя не вспомнить, что под Ленинградом находился первый в стране стан по производству труб большого диаметра. Так что однозначно можно утверждать, что Санкт-Петербург и является центром специальной металлургии, которая рука об руку идет со специальным машиностроением. «В целом производство города именно стального проката можно примерно оценить сегодня в 300-400 тыс. тонн. Но это не тот прокат, который используется в строительстве, который производится крупными стальными комбинатах, а именно заготовки и отливки, которые используются для производства крупных узлов для машин, судов и пр.», - перечисляет эксперт. Можно сказать, что город всегда представлял собой место производства особой стальной продукции, не продукции широкого потребления, и всегда был если и не инновационным центром черной металлургии, то центром производства той продукции, которая стране нужна была, продукции с добавленной стоимостью и продукции машиностроительного сегмента.

Сегодня Санкт-Петербург является центром судостроения. Сказать, что судостроение в России активно развивается, можно. Другое дело, что рассчитывать на то, что, потребности судостроения смогут существенно загрузить мощности металлургов, не приходится, сомневается Максим Шапошников. Общий объем потребления стали в судостроении в лучшие годы оценивался в 200-300 тыс. тонн. Сейчас даже с учетом наращивания темпов производства, эта цифра вряд ли превысит 400-500 тыс. тонн. «Проблема здесь, скорее, в том, что строительство современных судов, даже рыболовецких, требует существенных компетенций, которые, к сожалению, отечественной промышленностью были утрачены за годы перестроечных реформ. И надо признать, что традиционно советское судостроение больше было направлено на нужды Военно-Морского Флота. А корабли, которые использовались в народном хозяйстве, корабли рыболовецкие часто заказывались на верфях Финляндии, Польши. Разумеется, сегодня этот путь для российских судостроения невозможен в силу очевидных антироссийских позиций европейских производителей», - описывает ситуацию Максим Шапошников. Попытки работать с китайскими коллегами сталкиваются с тем, что они сами попадают под риск санкций. Это приводит к тому, что им приходится отказываться от официальных контрактов, заключенных с нашими верфями по поставке, в том числе двигательных установок, а также других элементов ходовой системы, продолжает он. И поставки этой продукции через цепочку мелких организаций это, конечно, все затрудняет как логистику, так и скорость доставки.

А еще подробнее о том, как будет развиваться металлургическая промышленности России в 2023 году и какую роль в этом процессе будет играть Санкт-Петербург, можно будет узнать на второй международной конференции «METALLCONF 2023».