Металлургам наметили стратегию
Завершившийся на прошлой неделе ПМЭФ был богат на сделки, инвестиционные планы и споры о трендах развития. Активными их участниками традиционно стали российские металлургические компании. Ужесточение фискальной политики по отношению к отрасли, продолжение импортозамещения и «зеленого» разворота, инвестиционная активность в условиях высокой ключевой ставки. Собрали и проанализировали для вас основные тренды развития и проблемы, обозначенные отраслью на ПМЭФ.
Среди основных тем, поднятых отраслью на недавнем форуме, на наш взгляд, можно выделить следующие:
- Недовольство металлургической и горнодобывающей отраслей ужесточающейся фискальной политикой;
- Продолжение и усиление тренда на импортозамещение, причем разворот металлургических гигантов на товары широкого потребления;
- Роль металлургии в развитии технологического суверенитета страны;
- Кадровый дефицит в отрасли;
- Финансирование инвестиционных проектов и сделок в условиях высокой ключевой ставки;
- Роль электрокаров в экологическом переходе.
По результатам форума было заключено 1073 договора на общую сумму 6,492 трлн рублей (учтены документы, где сумма не считается коммерческой тайной), из которых 55 — с иностранными компаниями. В числе лидеров регионы РФ по объему заключенных соглашений: Северная столица (69 договоров на 1,227 трлн рублей), Томская область (10 договоров на 600 млрд рублей), столица (19 договоров на 572 млрд рублей), Иркутская область (14 договоров на 380 млрд рублей), регион Кузбасс (16 договоров на 294 млрд рублей). Большинство договоров касались социально-экономического развития регионов (251), промышленности и строительства (241), высоких технологий и телекоммуникаций (106).
Новое повышение программы проектного финансирования фабрики до 600 млрд рублей вместе с доступным остаточным лимитом даст возможность инициаторам проектов дополнительно привлечь до 2,5 трлн рублей синдицированного кредитования от вэб.рф и банков-партнёров. Об этом сообщил заместитель председателя вэб.рф Юрий Корсун журналистам на полях ПМЭФ. На данный момент в рамках механизма утверждены 40 проектов общей стоимостью 3,9 трлн рублей, объём синдицированных кредитов составляет 2,6 трлн рублей, участие вэб.рф - 670 млрд рублей. Отдельно стоит отметить, что по 31 проекту общей стоимостью более 2 трлн рублей уже заключены соглашения о синдицированном кредитовании, обязательства, принятые на себя участниками, исполняются, а средства направляются на реализацию проектов. Проекты реализуются в различных отраслевых секторах, таких как металлургия, химическая и нефтегазовая промышленность, атомная энергетика, портовая и транспортная инфраструктура, строительство дорог и мостов, аэропорты. На 1 июня 2024 года участниками синдикатов направлено на проекты 761,7 млрд рублей, из которых выделено 168 млрд рублей из вэб.рф. Важно отметить, что предоставленные кредиты способствуют возникновению новых производств и объектов инфраструктуры. Уже 9 проектов фабрики находятся на этапе операционной готовности, что означает запуск производства, обслуживание пассажиров в новых терминалах аэропортов и открытие новых дорог.
Общее количество сделок в фабрике постоянно увеличивается, 30 проектов общей стоимостью более 4,6 трлн рублей и объёмом синдикатов 3,5 трлн рублей уже находятся в высокой степени готовности и планируются к утверждению до конца 2024 года.
Среди заключенных сделок также присутствуют соглашения в металлургической сфере. Приведем лишь немного примеров. Так, компания «Металлоинвест» и администрация Курска договорились о сотрудничестве для строительства завода по переработке окисленных железных кварцитов (ОЖК) на ГОКе имени А.В. Варичева в Михайловском. Общие инвестиции в проект составят более 210 миллиардов рублей, а запуск производства планируется на 2028 год. Завод будет иметь производственную мощность более 7 миллионов тонн высококачественного железорудного концентрата в год, с возможностью дальнейшего увеличения до 11 миллионов тонн. Вложения в экономику Вологодской области в 2024 году вырастут на 11% по сравнению с прошлым годом, достигнув 186 миллиардов рублей. Инвесторов привлекают отрасли металлургии, химии, производства мебели и другие обрабатывающие производства. Компания Meteor Lift в партнерстве с «Северсталью» планирует развивать замещение импортных металлических изделий в области лифтового оборудования. Так же на Петербургском международном экономическом форуме был заключен специальный инвестиционный контракт до 2043 года между «Северсталью», Минпромторгом РФ и Вологодской областью. Целью контракта является внедрение технологии производства стали с низким содержанием углерода в регионе. Планируется построить цех по производству железорудных окатышей мощностью 10 млн тонн в год на территории Череповецкого металлургического комбината. Эта технология включена в список современных технологий правительства РФ. «Северсталь» планирует инвестировать 96,76 млрд рублей в этот проект.
Важнейшую роль металлургии на форуме отметил и президент страны, Владимир Путин, в ходе своего пленарного выступления. «Интеллектуальный творческий потенциал здесь у нас огромный, нам важно его в полной мере реализовать, и позитивные тенденции, конечно, обозначаются. Так, только за первые четыре месяца текущего года в России подано почти восемь тысяч заявок на изобретения и 3,5 тысячи заявок на полезные модели, прежде всего по направлениям, критически важным для нашей страны, в сфере металлургии, энергетики, транспорта, двигателестроения», - подчеркнул президент.
Однако все эти планы могут тормозится изменениями в налоговой политике, опасаются участники отрасли. «Фискальной политике государства не хватает предсказуемости», - выразил опасения основной акционер «Северстали» Алексей Мордашов. «Уже стало притчей во языцех обсуждение налоговой стабильности. Но налоговая стабильность означает неизменение налогов длительный период. Это такая простая вещь, которую нам нужно как-то принять. Потому что нельзя одновременно и налоги повышать, и рассуждать об их стабильности, - добавил бизнесмен. - (...) Но мы видим постоянно введение новых поборов. Экспортная пошлина. Три года назад нам ввели акциз на сталь на три года. НДПИ - на целый ряд минеральных ресурсов резко подняли, потом подумали-подумали и еще раз подняли», - сообщил он. Как пример было упомянуто введение экспортной пошлины, обсуждение которой началось в начале недели, а уже к концу недели было опубликовано постановление о её введении. Согласно новым правилам, пошлина будет применяться до конца следующего года и зависит от текущего курса рубля к доллару. Например, при курсе от 80 до 85 рублей за доллар ставка пошлины составляет 4%, при курсе от 85 до 90 рублей за доллар - 4,5%, от 90 до 95 рублей - 5,5%, и от 95 рублей и выше - 7%. В начале лета появились слухи о возможной отмене этой пошлины для определённых видов продукции. Впрочем, регуляторы опасений отрасли не разделили.
Попросили экономистов и отраслевых экспертов оценить перспективы развития обозначенных трендов в отрасли и эффект от налоговых, курсовых и регуляторных рисков для них.
Эксперт экономического факультета РУДН Ярослав Дубенков:
Оценка потерь металлургической и угольной отраслей от НДПИ и акциза на сталь
Введение новых налогов и акцизов на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и производство стали привело к значительным финансовым потерям для металлургических и угольных компаний в России. Общий эффект от этих мер оценивается в сотни миллиардов рублей.
- «Северсталь» оценивает свои потери от нового НДПИ и акциза на сталь в $280-290 млн ежегодно
- НЛМК оценивает свои потери в $300-550 млн в год
- «Металлоинвест» прогнозирует убытки в размере 20 млрд рублей
По данным Минфина России, общие доходы бюджета от повышения НДПИ и акциза на сталь в период с 2022 по 2024 годы составят 522 млрд рублей, что указывает на значительное финансовое давление на отрасль
Влияние на внутренний рынок
Потери от введения новых налогов и акцизов, вероятно, приведут к росту цен на продукцию металлургической отрасли на внутреннем рынке. Вот основные причины:
1. Компенсация убытков: Компании будут стремиться компенсировать свои убытки за счет повышения цен на свою продукцию.
2. Инфляционное давление: Увеличение налоговой нагрузки на ключевые отрасли экономики может способствовать общему росту цен в стране.
3. Сокращение инвестиций: Высокая налоговая нагрузка может привести к сокращению инвестиций в модернизацию и расширение производства, что в свою очередь может снизить предложение на рынке и увеличить цены.
Таким образом, можно ожидать, что новые налоговые меры приведут к росту цен на металлургическую продукцию на внутреннем рынке, что будет отражаться на различных отраслях, зависящих от металла, и в конечном итоге — на потребителях.
Импортозамещение в металлургической отрасли России
С точки зрения собственного переоснащения
Металлургическая отрасль России активно работает над импортозамещением, особенно в части оборудования и технологий. Многие предприятия уже перешли на использование отечественного оборудования или существенно сократили зависимость от импортных технологий. Например, крупные компании, такие как НЛМК и "Северсталь", реализуют программы модернизации производств с акцентом на отечественные решения и технологии
Однако, полное завершение процесса импортозамещения сложно утверждать. В некоторых сегментах, таких как высокотехнологичное оборудование для металлургического производства, Россия все еще зависит от зарубежных поставок.
С точки зрения продукции, производимой металлургическими и металлообрабатывающими предприятиями, значительные успехи также достигнуты. Россия уже производит широкий ассортимент металлургической продукции, необходимой для внутреннего рынка. Это включает в себя сталь, алюминий, медь и другие металлы, а также разнообразные изделия из них.
Тем не менее, некоторые виды продукции все еще требуют импортных компонентов или технологий. Например, производство высококачественной нержавеющей стали или специфических сплавов может зависеть от импортных добавок или технологий обработки.
Рентабельность производства металлургической продукции в России варьируется в зависимости от конкретного продукта и предприятия. Ключевые факторы, влияющие на рентабельность, включают:
1. Стоимость сырья и энергоресурсов: Россия имеет доступ к обильным ресурсам, что снижает себестоимость производства.
2. Налоговая и акцизная политика: Новые налоги и акцизы, как обсуждалось ранее, могут увеличить затраты и снизить рентабельность.
3. Инвестиции в модернизацию: Современное оборудование и технологии повышают производительность и качество продукции, что позитивно влияет на рентабельность.
Однако, несмотря на эти факторы, высокая конкуренция и необходимость соответствия международным стандартам могут создавать дополнительные финансовые и технологические вызовы для российских металлургических предприятий.
Процесс импортозамещения в российской металлургической отрасли продвигается успешно, но еще не завершен полностью. Многие предприятия уже перешли на отечественное оборудование и технологии, а также производят широкий ассортимент продукции. Тем не менее, зависимость от импорта в некоторых высокотехнологичных сегментах сохраняется. Рентабельность производства зависит от многих факторов, включая налоговую политику, стоимость ресурсов и уровень инвестиций в модернизацию.
Дефицит ИТ-специалистов и другие кадровые проблемы в металлургической отрасли
Дефицит ИТ-специалистов
Металлургическая отрасль, как и многие другие сектора российской экономики, испытывает значительный дефицит ИТ-специалистов. На данный момент нехватка ИТ-кадров в России составляет около 1 миллиона человек. Этот дефицит затрагивает практически все отрасли, включая металлургию, где цифровизация и внедрение современных технологий становятся все более важными
Помимо ИТ-специалистов, металлургическая отрасль сталкивается с нехваткой инженеров, квалифицированных рабочих и специалистов по техническому обслуживанию оборудования. Эти проблемы усугубляются в условиях повышенных требований к производительности и качеству продукции.
Металлургические компании активно инвестируют в развитие профильного образования в регионах, но этих усилий все еще недостаточно для полного покрытия потребностей отрасли. Государственные проекты, такие как "Цифровая экономика", также направлены на улучшение ситуации с кадрами, но достижение необходимых результатов требует времени и значительных ресурсов
Таким образом, дефицит ИТ-специалистов и других кадров в металлургической отрасли остается серьезной проблемой. Компании и государство предпринимают шаги для улучшения ситуации, но до полного решения вопроса еще далеко. Инвестиции в образование и подготовку специалистов являются важным шагом, но требуется более системный и комплексный подход для преодоления кадрового голода.
Влияние высокой ключевой ставки на инвестиционные проекты в металлургической отрасли России
Операционная и финансовая устойчивость
Российские металлургические компании демонстрируют высокую операционную и финансовую устойчивость. Это достигается благодаря диверсифицированным бизнес-моделям, устойчивому спросу на внутреннем рынке и активной государственной поддержке в виде льгот и субсидий. Тем не менее, высокая ключевая ставка, установленная Центральным банком России, оказывает существенное влияние на экономическую деятельность этих компаний.
Высокая ключевая ставка ведет к удорожанию кредитов, что делает финансирование инвестиционных проектов более затратным. Это особенно актуально для капиталоемких отраслей, таких как металлургия, где значительные средства необходимы для модернизации и расширения производственных мощностей.
По данным различных источников, высокая ключевая ставка заставляет компании пересматривать свои инвестиционные планы. В условиях дорогих кредитов предприятия вынуждены откладывать или полностью отменять некоторые проекты, чтобы минимизировать финансовые риски и сохранить ликвидность. Это подтверждается как экспертными оценками, так и официальными заявлениями компаний.
1. Северсталь и НЛМК неоднократно заявляли о необходимости пересмотра своих инвестиционных программ в условиях повышенной ставки. Эти компании акцентируют внимание на том, что при высоких кредитных ставках любые долгосрочные инвестиции становятся менее привлекательными.
2. задержка инвестиционных проектов в металлургии может привести к замедлению модернизации отрасли, снижению конкурентоспособности и ухудшению качества продукции.
Государственная поддержка и альтернативные источники финансирования
Чтобы компенсировать влияние высокой ключевой ставки, государство и компании ищут альтернативные источники финансирования. Это включает привлечение средств через выпуск облигаций, использование механизмов факторинга и лизинга, а также активное сотрудничество с зарубежными партнерами в рамках экспортных контрактов.
Программа государственной поддержки инвестиций также направлена на снижение издержек металлургических предприятий. В рамках этой программы предоставляются субсидии на модернизацию оборудования, что позволяет частично компенсировать удорожание кредитных ресурсов.
Высокая ключевая ставка в России оказывает значительное влияние на инвестиционные проекты в металлургической отрасли, вынуждая компании откладывать или сокращать свои капитальные вложения. Несмотря на финансовую устойчивость, предприятия вынуждены искать альтернативные способы финансирования и опираться на государственную поддержку, чтобы сохранить свои позиции на рынке и продолжать развитие.
Наращивание производства электрокаров действительно создает значительный спрос на различные металлы, что позитивно сказывается на металлургической отрасли. Однако, как отмечает Игорь Сечин, электрокары не являются экологической панацеей, и их массовое производство сопровождается рядом экологических и экономических вызовов.
1. Алюминий: Электрокары требуют легких и прочных материалов для кузова и других компонентов, что стимулирует спрос на алюминий. Алюминий используется в производстве легких кузовных панелей, рамы, а также в некоторых элементах батарей.
2. Медь: Электрокары потребляют в разы больше меди по сравнению с традиционными автомобилями. Медь необходима для электропроводки, электродвигателей и зарядных станций.
3. Никель, кобальт и литий: Эти металлы являются ключевыми компонентами для производства литий-ионных батарей, которые используются в электрокарах. Рост производства электрокаров стимулирует добычу и переработку этих металлов.
1. Увеличение производства и модернизация: Спрос на эти металлы способствует инвестициям в добычу и переработку, а также модернизацию металлургических производств. Например, многие компании уже инвестируют в улучшение технологий добычи и переработки, чтобы удовлетворить растущий спрос.
2. Экологические вызовы: Производство электрокаров и связанных с ними компонентов, таких как батареи, сопровождается значительным экологическим воздействием. Добыча никеля, кобальта и лития связана с большими экологическими рисками, включая загрязнение воды и почвы, а также разрушение экосистем.
3. Цены на металлы: Увеличение спроса на определенные металлы может привести к росту цен, что, в свою очередь, влияет на себестоимость производства как самих электрокаров, так и других изделий металлургической отрасли. Это создает дополнительное давление на рынок и может привести к поиску альтернативных материалов.
Наращивание производства электрокаров действительно стимулирует спрос на определенные металлы, что положительно сказывается на металлургической отрасли. Однако, как отметил Игорь Сечин, электрокары не являются абсолютной экологической панацеей из-за связанных с их производством экологических и экономических вызовов. Увеличение спроса на металлы может привести к росту цен и необходимости поиска новых решений в производстве и переработке. В долгосрочной перспективе металлургическая отрасль выиграет от роста производства электрокаров, но потребуется значительное внимание к экологическим аспектам и инновациям в области переработки и добычи.
Главный стратег ИК «Вектор Икс» Максим Худалов:
Акциз на сталь, потери:
В настоящее время стоимость акциза на единицу жидкого металла составляет около 1000 201 300 ₽. Это указывает на то, что промышленность теряет около 60 000 000 000 ₽. Сложно определить, является ли это большой или небольшой суммой. Например, ремонт доменной печи обходится примерно в 100 150 000 000 000 ₽, а это фактически означает, что часть доходов снизилась после ухода с рынка Европы.
Сейчас мне предоставлен доступ к информации компании, что приводит к соответствующим убыткам. Инициативы по НДПИ должны увеличить расходы на железорудные сырье на 15%, что составит около 30 40 000 000 000 ₽, скорее всего, данные расходы будут перенесены на потребителей железорудных, то есть металлургические заводы. Для других сегментов компании это превратится в утрату прибыли.
Однако все эти расходы могут не повлиять на цены продукции металлургических предприятий из-за осторожного контроля за ценообразованием со стороны правительства и Минпромторга. Существует риск того, что промышленность потеряет около 80 90 000 000 000 ₽ в год из-за потенциального снижения спроса на свою продукцию на внутреннем рынке, что может привести к прекращению льготной ипотеки и отсутствию роста спроса на продукцию металлургии.
Импортозамещение еще не свершилось:
Полное импортозамещение уже осуществилось? Не совсем, скорее произошло замещение европейских оборудования и комплектующих китайскими и азиатскими брендами на продукцию. Поэтому полного замещения не произошло. Собственных мощностей для формирования постановочного парка абсолютно недостаточно. Да, импортные программы заменяются отечественными.
При этом собственные технологические решения используются для обхода блокировок, обновлений и функций основного программного обеспечения. Однако это происходит на менее качественном уровне, чем при использовании европейского оборудования. Остается проблема с нержавеющим прокатом, большая его часть импортируется, а собственное производство имеет низкое качество.
Прорыва пока не произошло. Рентабельность временно на уровне 15-25%. Внутренний рынок стабилен благодаря спросу на частное строительство, поскольку отток капитала из России затруднен. Богатые граждане активно инвестируют в строительство для улучшения своего жилья.
Это приводит к высоким темпам частного строительства. Многоквартирное строительство, несмотря на проблемы с ипотечным финансированием, сохраняет высокие темпы и объем.
Кадровые риски:
Конечно, IT специалисты это притча во языцех. Огромное количество уехало в период начала и свой мобилизации. Да, идет обратный отток, но он идет достаточно медленно. Плюс эти люди, в общем то, привыкли к работе в высокотехнологичных секторах. И, конечно, в производство они идут с неохотой, потому что и наличие на производстве подразумевает, во-первых, более жесткий график, который к которому поколение новых программистов, IT специалистов не приучено.
Ну и второй момент. Все-таки зарплаты и в банковской сфере, и в сфере коммерческой торговли гораздо выше, чем в маркете, гораздо выше, чем может позволить себе металлургическая отрасль. И пока не видно, чтобы кто-то серьезно инвестировал в отраслевое образование.
Зеленый переход на стопе:
Производители металла откладывают все экологические проекты, о которых говорили до этого, и сосредотачиваются на своих собственных задачах. Обновление дорог и технологического оборудования, которое планировалось в инвестиционных программах до 2022 года, теперь откладывается. Текущий период для металлургов не самый благоприятный с точки зрения инвестиций, они не хотят брать новые кредиты. Однако, стоит отметить, что отрасль имеет удачу в том, что фонды были обновлены еще до 2015-2016 годов, что позволяет ей держать уровень себестоимости и количество брака на достаточно приемлемом уровне. Таким образом, отрасль вряд ли испытывает серьезные проблемы во время этого экономически затруднительного периода.
Электромобили отечественного производства не являются ключевым сегментом. Скорее всего, стратегия сосредоточится на развитии автомобильной индустрии. Для металлургов это нишевый рынок в России, основной спрос идет на строительство, инфраструктурные проекты, производство труб и машиностроительные заводы. Автомобилестроение играет незначительную роль.
В прошлые годы отрасль потребляла около 1 миллиона тонн стали в год. Сейчас объем сложно оценить, предположительно - от 300 до 200 тысяч тонн, а цветных металлов около 30-40 тысяч тонн. Преимущественно используется медь, в меньшей степени - алюминий и никель. Электромобили не будут двигателем прогресса в этой области. Производство электрокаров пока ограничивается Калининградом.