Электромобильный стимул не для металлургов?
На фоне визита российского президента Владимира Путина в Китай и его активной дискуссии с председателем КНР Си Цзиньпином о наращивании экономического сотрудничества и торгового оборота между Россией и Китаем, обострилась риторика европейских регуляторов, обеспокоенных наращиванием доли китайских промышленных товаров на рынке. Особенное беспокойство вызывает рост объемов китайского металла и китайского автопрома на рынках стран Европейского союза, в частности электромобилей. Проблемой обеспокоены чиновники на высшем уровне. Так, в начале мая глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила о существенном дисбалансе рынка. Электромобили и сталь из Китая наводнили рынок ЕС, Брюссель ждет от Китая добровольного сокращения экспорта или будет принимать жесткие экономические меры, заявила она.
Недавно европейскими торговыми ведомствами была опубликована статистика, согласно которой «экономическая война проигрывается европейскими автопроизводителями». На растущем рынке электромобилей европейцы год за годом теряют доли рынка. Потери ощутимы: доля европейских автоконцернов упала на 20 п.п. за десятилетие на домашнем рынке. Отгрызают доли совсем не лелеемая американскими властями Tesla, а «серые» корейцы и китайцы. Еще более «кровопролитная битва» разворачивается за рынок электрокаров в США, так как в конкуренции за самый крупный (в деньгах) автомобильный рынок помимо американских и европейских автопроизводителей борются еще и японцы. Тотальное доминирование американских и европейских автогигантов, наблюдавшееся еще в 2018 году на рынке США, уже не столь очевидно. Китайцы и корейцы и здесь пытаются не упустить свою долю. Рынок электромобилей интересен тем, что на наших глазах формируется новая индустрия. И китайцы бесспорно захватывают его и начинают доминировать, экспортируя электроавтомобили в год на сумму 34 млрд долларов. Для понимания масштабов и значения: сопоставимый доход США получают от экспорта СПГ. Причем китайские производители экспортируют не примитивные модели для сборки, а крайне высокотехнологичный продукт с высокой добавленной стоимостью. Конечно, столь агрессивный рост не мог не вызвать раздражения у западных регуляторов. Как результат – пошлины на ввоз запчастей и автомобилей из Китая. Впрочем, у китайцев давно отработана экспортная схема через Мексику, поэтому вероятнее всего задушить китайский автопром пошлинами не удастся.
Постарались разобраться, что происходит на рынке электротраспорта в мире и в России, действительно ли уже можно говорить о сформировавшемся новом и стремительно растущем, географически диверсифицированном рынке и как металлургические компании, в первую очередь российские, могут в этом росте участвовать. Тем более, что как производство электротранспорта, как и аккумуляторов для него требует доступа к большому количеству металлов, в том числе и дефицитных на глобальном рынке, но добываемых российскими металлургами. Кроме того, высокой степенью металлоемкость обладает и необходимая для функционирования электротранспорта сеть инфраструктуры с зарядными и прочими станциями.
Перешел ли мир и Россия на электротранспорт?
Мировые продажи электрифицированных автомобилей увеличились на 31% в 2023 году, достигнув 13,6 млн единиц, по сообщению британской консалтинговой компании Rho Motion. В предыдущем году, в 2022 году, рост продаж электромобилей составил 60%, согласно агентству "ТАСС". Менеджер по данным Rho Motion Чарльз Лестер отметил, что хотя темпы роста снизились, это ожидаемо на развивающихся рынках. В декабре прошлого года был установлен мировой рекорд с реализацией 1,5 млн электрифицированных автомобилей. Прогноз Rho Motion на 2024 год предполагает рост продаж в диапазоне между 25% и 30%. В 2023 году, согласно оценкам Rho Motion, было продано 9,5 млн полностью электрических автомобилей, остальные пришлись на гибридные машины. Продажи "чистых" электромобилей увеличились на 50% в США и Канаде, на 27% в Европе и на 15% в Китае. В России в 2023 году было продано 14089 новых электромобилей, что в 4,7 раза больше, чем в предыдущем году, это новый рекорд. Эксперты отмечают, что увеличение спроса на электромобили и гибридные машины в России обусловлено, в том числе, ростом доли китайских автомобилей на рынке. Китай в настоящее время является мировым лидером по производству новых источников энергии (NEV), таких как электромобили, гибриды и автомобили на водородных топливных элементах.
Аналитики агентства «Автостат» уже заявляли, что в России насчитывается немного более 39 тысяч электромобилей к началу 2024 года. Помимо этого, было решено детализировать это распределение по федеральным округам и регионам. Таким образом, более трети (37,8%) всех электрокаров в стране находятся в Центральном федеральном округе. На втором месте идет Сибирский федеральный округ с долей 13,5%. Таким образом, эти два округа сосредоточивают более половины российского «электропарка». Доля каждого восьмого (12,5%) электромобиля приходится на Дальний Восток. Примерно равные показатели у Приволжского (9,6%), Южного (9,5%) и Северо-Западного (9,3%) федеральных округов. На Урале зарегистрировано 6,1% от общего количества электрокаров, а наименьшее количество находится на Северном Кавказе (1,7%). Среди субъектов Российской Федерации самым крупным парком электромобилей обладает Москва. В столице насчитывается 9386 таких транспортных средств, что составляет 24% от общего числа «электрокаров». За ней следуют Московская область (2938 шт.) и Краснодарский край (2528 шт.). Более 2 тысяч зарегистрированных электромобилей владеют Санкт-Петербург (2091 шт.), Иркутская область (2087 шт.) и Приморский край (2043 шт.). В топ-10 также попали Новосибирская область (1039 шт.), Хабаровский край (1019 шт.), Свердловская область (851 шт.) и Калининградская область (822 шт.).
Рынок электромобилей в России за последние два года увеличился примерно в пять раз, однако данные изменения пока не слишком заметны в сферах такси, каршеринга и крупных компаний. В начальном этапе развития сектора электромобилей в РФ такие транспортные средства казались оптимальным решением для внедрения в корпоративные парки. Анализы показали значительную экономию в использовании электрокаров по сравнению с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания при больших пробегах: согласно оценкам правительства в России, электромобили становились выгодными при пробеге более 45 тыс. км в год в первые пять лет эксплуатации. Также предполагалось, что проблема зарядки автомобилей будет легче решаться в крупных парках.
Однако на практике электромобили преимущественно покупают для личного пользования. Доля продаж электрокаров корпоративным клиентам в 2022 году составила всего 19,6%, а в 2023 году - 26% от общего числа электромобилей, реализованных в России, рассказывает Анна Уткина, директор по коммуникациям «Автодома» и «Автоспеццентра». По данным НАПИ, в 2023 году на долю корпоративных клиентов пришлось 29% от общего числа новых гибридов (всего рынок - 19,8 тыс.) и электромобилей (рынок - 13,5 тыс.).
Однако, собранные в России электромобили «Москвич» и EVOLUTE имеют значительно более высокую долю корпоративных продаж - 86,8% и 57,5% соответственно. Участники рынка отмечают, что тренд на увеличение доли электромобилей в корпоративных парках присутствует, однако его развитие сдерживается как сомнениями покупателей относительно перспектив долгосрочной эксплуатации и окупаемости таких машин, так и технологическими препятствиями.
По данным «Автостата», рынок новых электромобилей в 2023 году вырос в 4,7 раза, достигнув отметки в 14,1 тыс. единиц. Однако доля электрокаров на общем рынке автомобилей пока невелика - всего 1,2%. Главным образом в топ-10 рынка попадают премиальные электромобили. Например, 26,4% продаж приходится на китайский премиальный бренд ZEEKR (3,7 тыс. единиц), который официально не представлен в России и ввозится параллельным импортом. На втором месте по продажам идет наиболее доступный по цене местный бренд EVOLUTE с общим числом проданных 2 тыс. единиц.
Лизингодатели и дилеры также указывают на популярность премиальных брендов наряду с EVOLUTE. Самыми востребованными среди их клиентов стали марки EVOLUTE, VOYAH, ZEEKR. Спрос на электромобили в I квартале 2024 года растет, но объемы продаж остаются невеликими - сделки остаются точечными. Премиальные китайские электромобили поступают на рынок через параллельный импорт, который становится значительно сложнее из-за нового регулирования: популярные китайские электрокары, такие как ZEEKR, AVATR, LI, HIPHI, LOTUS, смогут импортировать только физические лица для личного пользования. Это может привести к постепенному сокращению количества таких электромобилей на рынке, а значительного роста цен на них можно ожидать. Ограниченное количество официальных участников на рынке электромобилей скорее является проблемой. Как следствие компании должны быть уверены в том, что при покупке большого количества электромобилей они получат поддержку производителя, доступ к запасным частям, консультации и качественный сервис в любом дилерском центре.
Какие металлы «участвуют» в электрификации транспорта?
Важнейший вопрос дальнейшего развития электрического автотранспорта – физическая нехватка ресурсов, сходятся во мнении эксперты. Мало того, что любой транспорт для передвижения требует энергии, и не важно в какой форме: газ, бензин, дизель, электричество, но именно электротранспорт требует большой ресурсной базы специфических металлов, запасы которых могут закончиться на горизонте нескольких десятилетий: меди, кобальта, никеля. Критически важный металл, необходимый для производства современных аккумуляторов - литий. Основная проблема текущего технологического уклада - невозможность массово вернуть его в экономический оборот. Пока рециклинг затрагивает менее 1% отработавшего свой век лития. Конечно, по мере исчерпания месторождений лития цены на него пойдут вверх, и рано или поздно возникнет экономически выгодная технология рекультивации этого металла. Однако сможет ли электротранспорт при таких ценах на аккумуляторы (развиваться теми же темпами? Конечно – нет, опасаются эксперты.
В среднем корпус электрокара тоже делается из стального проката. В основном сейчас это и V - стали, потому что это золотой стандарт автомобильной отрасли. Это сталь со специальной обработкой поверхности, что позволяет получать сталь повышенной прочности, говорит главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов.
Что касается цветных металлов, то их в электроавтомобилях используется традиционно больше, чем в классической машине. Это прежде всего медь. Ее там порядка 75 - 100 килограммов на единицу авто против 35 - 50 килограммов в традиционным машине с двигателем внутреннего сгорания. Объем алюминиевых деталей в электрокарах больше процентов на 20-30. Почему? Потому что в электрическом транспорте нет серьезных термических нагрузок, которые требуют высокожаропрочных материалов.
Нужно учитывать, что при разработке и производстве электротранспорта битва идет во многом за облегчение веса автомобиля, что в первую очередь приводит к замене части традиционно стальных конструкций, к примеру, алюминиевыми, продолжает Максим Худалов. Чем легче будет электрокар, тем выше будет его удельная мощность.
Бенефициарами электромобильного бума будут, безусловно, отрасли и компании, так или иначе задействованные в производстве аккумуляторов и компонентов для их производства. Металлурги здесь занимают одну из лидирующих позиций. И речь не только про литий ионные аккумуляторы, как принято считать, продолжает эксперт, но и про традиционные свинцовые. Для свинцовой отрасли страны это положительный момент, который может как раз стимулировать восстановление и развитие собственного производства в стране. Долгое время у нас единственным производителем был Владикавказский цинковый завод, но он сгорел. Стремительное развитие рынка электротранспорта, в том числе рост доли дружественных китайских производителей на этом рынке, может сделать экономически и стратегически обоснованным восстановление и наращивание производства свинца в стране. И сейчас есть производство цинковых и свинцовых руд, свинцовых концентратов, но они перерабатываются за пределами России, в том же самом Китае.
Безусловно, российские медные производства, конечно, найдут себе дополнительный спрос. В первую очередь со стороны китайских потребителей. По нужно понимать, что пока мы поставляем китайским контрагентам именно медное сырье. О поставке продукции с высокой добавленной стоимостью, например медных катодов, речи пока не идет. Если они и есть, то в минимальных объемах.
Что касается внутреннего рынка электромобилей, здесь пока не просматривается каких-то перспектив. Продажи выросли в основном за счет элитных электрокаров. Но опять же, речь идет о десятках тысяч единиц. И, конечно, в рамках всероссийского рынка автотранспорта это не великая величина. Погодные условия в стране таковы, что электротранспорт с большой долей вероятности за пределами крупных мегаполисов развиваться не будет. Но и серьезная поддержка, которую сейчас получает электротранспорт в виде бесплатных парковок и снижения налогов, долго не продлится, потому что ее уже и в развитых странах мира отменяют. «А у нас, с нашими текущими бюджетными проблемами, эта задача сейчас явно имеет один из низших приоритетов. И, скорее всего, ее будут сворачивать, потому что есть дела поинтереснее. Темпы роста, вероятнее всего, сохранятся лишь в общественном городском транспорте», - рассуждает Максим Худалов. И можно, наверное, говорить о том, что потенциал российского рынка электрокаров в ближайшие несколько лет это 50 000 - 80 000 единиц в год, что опять же не делает погоды серьезной для производителей металлов. В ближайшие годы ждать какого-то радикального насыщения российского рынка электромобилей и тем более электромобилей российского производства преждевременно.