ЕС должен устоять перед искушением ввести потемкинские санкции в отношении алюминия

Европейский Союз, справедливости ради, впечатляюще стойко поддерживал Украину после событий в феврале 2022 года, предоставляя деньги, помощь и оружие.

После одобрения Конгрессом США последнего пакета помощи Украине эта сторона ответа Запада, кажется, снова в порядке. Ситуация несколько ухудшается на поле финансовой битвы. Усилия по расширению режима санкций (сейчас мы находимся на 14-м раунде от ЕС) становятся бесполезными и все более обреченными на провал.

Этот процесс, по-видимому, носит в значительной степени перформативный характер — иллюстрация «что-то сделать» перед лицом военных успехов России — и результат, в лучшем случае, будет в духе Потемкина. Введение санкций на алюминий из России (один из обсуждаемых вариантов) на первый взгляд выглядит впечатляюще, но чем внимательнее вы смотрите, тем хуже кажется это решение.

Ограничение импорта алюминия, полученного из российского сырья, будет иметь далеко идущие последствия для глобальной цепочки поставок и существенно повлияет на европейскую экономику. Между тем, влияние на российское государство будет минимальным, учитывая, что алюминий, добываемый в Европе, поступает из частного сектора — в основном от компании «Русал» (большая часть которой принадлежит EN+, акции которой котируются на Лондонской бирже).

Аргументация проста: это было бы актом членовредительства внутри страны и стратегическим просчетом за рубежом.

В алюминиевой промышленности непосредственно занято около 230 000 человек по всему ЕС, а косвенно поддерживается еще один миллион рабочих мест.

Помимо неизбежной потери рабочих мест, введение санкций в отношении импорта российского алюминия нарушит глобальные цепочки поставок. Алюминий является важнейшим сырьем для многих отраслей промышленности в Европе, включая автомобильную, строительную и производственную отрасли, и санкции приведут к увеличению затрат и дефициту поставок для европейской промышленности. Побочным эффектом станет замедление производства, потеря рабочих мест и сокращение объема производства.

Более того, в настоящее время не существует жизнеспособной замены российскому сырью в алюминиевой промышленности. Санкции заставят ЕС увеличить свою зависимость от других источников, таких как Китай и Ближний Восток.

Этот сдвиг, по сути, будет означать замену одной зависимости на другую, потенциально ставя Европу в еще более опасное положение и подрывая цель диверсификации цепочек поставок и европейской стратегической автономии. Более сильная зависимость от Китая и стран Ближнего Востока в сфере поставок алюминия может увеличить геополитическое влияние этих регионов на Европу, потенциально усугубляя уязвимости, а не смягчая их.

Санкции, которые наносят ущерб промышленной базе Европы, естественно, также мало что сделают для повышения конкурентоспособности ЕС, которая уже снижается по сравнению с конкурентоспособностью Китая и США. Основополагающий доклад бывшего главы Европейского центрального банка Марио Драги о конкурентоспособности должен спровоцировать возобновление усилий в Брюсселе и по всей Европе по ускорению экономического роста. Ограничение поставок сырья, такого как алюминий, будет иметь прямо противоположный эффект: подрывает промышленную базу и разжигает инфляцию в то время, когда ЕС меньше всего может себе это позволить.

Эта инфляция будет одновременно причиной и следствием неизбежного роста цен на алюминиевую продукцию в случае введения санкций. Увеличение стоимости сырья, скорее всего, переложится на потребителей, что приведет к росту цен на товары и услуги.

Стратегический просчет

Могут ли санкции нанести вред России? Страны часто находят способы обойти санкции с помощью альтернативных торговых партнеров, контрабанды и других средств. Такие страны, как Китай и Индия, могли бы увеличить свою торговлю с Россией, воспользовавшись более низкими ценами и увеличением предложения. Эффект замещения подорвал бы предполагаемое воздействие санкций. Между тем, негативное сокращение рабочих мест внутри страны продолжится, и выгоды (например, замена европейских рабочих мест и производственных мощностей), скорее всего, перейдут к геополитическому сопернику в Пекине.

Расширение санкций против России является политическим императивом для многих в Брюсселе и во всем ЕС по очевидным причинам. Это также ловушка. Угроза европейским рабочим местам в стратегических импортных отраслях никогда не является разумным политическим вариантом. Когда преимущества выходят за рамки пиара, они бессмысленны.