Стальной европейский корабль тонет
Экономика главного европейского локомотива – Германии находится в рецессии. Об этом пишут и Bloomberg, и Reuters. Рецессия для немецкой металлургической сферы означает сокращение производства, при том, что сокращение это должно быть максимальным. Экономист Павел Грибов, анализируя ситуацию, говорит, что «урон понесут крупнейшие немецкие сталеплавильные концерны, такие как ThyssenKrupp, WALTER. Если мы говорим о черной металлургии, то остановка доменных печей грозит тем, что их придется ставить на дорогостоящий ремонт, так как произойдет остывание печей с неминуемым повреждением. В Германии также работают транснациональные металлургические компании, такие как ArcelorMittal. Скорее всего, такие компании начнут перебрасывать заказы на другие свои заводы, что приведет к росту производства в других странах и сокращение производства в Германии».
По мнению директора Института Нового общества Василия Колташева, главным вопросом для мировой экономики, вообще, и для европейской, в частности, является вопрос максимального сокращения производства. И с каждым годом он ставится все более остро. В металлургической промышленности уже идет повсеместное сокращение, а это обширный пласт, на котором базируется машиностроение, пищевая промышленность, бытовая химия, которые, скорее всего, будут сокращаться из-за нерентабельности производства.
Это необходимо для того, чтобы развитие экономики продолжилось в дальнейшем при более комфортных для оставшихся производителей ценах, следующими на очереди по сокращению производства стоят нет, не европейцы, а японцы. Эксперт предрекает им более сильное падение, нежели у европейцев.
Открытие рынков для российской стали
В свою очередь, для российских компаний открываются огромное число новых возможностей. В сфере промышленного машиностроения в Германии, в других странах Евросоюза, особенно - в северных регионах сокращение производства будет не столь катастрофическим. Государства попытаются сохранить промышленность. При том, что в начале 2022 года, замечает Колташев, Евросоюз отказался от российской стали, запретил ее ввоз, что, казалось бы, создало условия для существования европейской сталеплавильной промышленности, но цена производства в этой отрасли оказалась столь высокой, что повлекло не развитие, а сокращение производства. И это вполне объяснимо, по мнению Колташева: такая ситуация происходит, потому что заказы у предприятий со столь значительными издержками не выгодны для машиностроения, соответственно, оно тоже должно сокращаться, так как не сможет реализовывать свою продукцию за рубежом, да и внутри стран, входящих в Евросоюз, если себестоимость не будет ниже. Исходя из этого, следующим этапом будет открытие рынков для иностранной, возможно, для российской стали.
Колташеву оппонирует Грибов, замечая, что российская черная металлургия вряд ли сможет получить выгоду от этого, так как компании находятся под санкциями и не получат дополнительных заказов, даже с учетом дисконта на металл.
Перенаправление потоков стали
Вместо стали, произведенной в Евросоюзе, замечает Колташев, будет привозиться сталь из таких зон мира, где имеются условия для такого производства, например, в Китае, где в последние 15 лет произошла настоящая сталеплавильная революция. Страна резко увеличила производство стали, в том числе инструментальной, которую они раньше ввозили к себе. В итоге, мы можем говорить о том, что в Евросоюзе произойдет сильнейшее сокращение производства во всех энергоемких обрабатывающих сферах, прежде всего производящих материалы – пластик, металл. Когда это сокращение произойдет в нише мировой экономики, ее смогут заполнить производители с меньшими издержками, поэтому с точки зрения развития мирового рынка, нынешняя катастрофа в Евросоюзе, имеет немалое значения, в том числе для американцев, которые постараются за счет своего политического господства в Европе, заполнить эти ниши своей продукцией и поддержать свою экономику.