Шелковый ли путь ждет российских металлургов?
24 мая завершилось большое турне российской бизнес-делегации, возглавляемой премьер-министром страны Михаилом Мишустиным, в Китай. Многочисленные встречи с представителями бизнес-кругов, премьером Госсовета Ли Цяно и с председателем КНР Си Цзиньпином завершились пятью межведомственными соглашениями, касающимися сферы услуг, торговли, энергетики и инвестиций, а также намерением регулярно встречаться. Участвовали в китайском турне и российские металлурги и угольщики. Для последних поездка оказалась плодотворной: Сибирская угольная энергетическая компания намерена, к примеру, утроить поставки угля в Китай.
А что с металлами? Открыт ли китайский рынок для российского металла? И если да, то на каких условиях? Разбираемся с экспертами в возможностях и ограничениях китайского направления для российских металлов.
«Основные перспективы на рынке Китая — это поставки полуфабрикатов китайским металлургам и продажа проката китайским трейдерам, которые уже далее реализуют российскую продукцию под своим брендом на мировых рынках. В части цветных металлов Китай традиционно потреблял большую часть отечественных поставок, сейчас же на него переориентировались и трейдеры, которые раньше направляли свою продукцию на склады в Европе. При этом потребность в цветных металлах российского производства в Китае довольно широка, они потребляются во всех ключевых отраслях, особенно в машиностроении», - полагает промышленный эксперт Максим Худалов. Если говорить о цифрах. По черным металлам в основном в виде полуфабрикатов в Китай ушло 2,3 млн т., но вероятнее всего в этом году будет больше — порядка 3-4 млн т. Разумеется это меньше, чем Россия поставляла в Европу. «Увы, но поставки в Китай идут с минимальной нерентабельностью, однако сейчас отрасли важна загрузка мощностей, а с этой задачей китайский рынок позволяет успешно справляться. Про дисконты говорят, что они минимальные и скорее сопоставимы со скидками за объем. Пока они не являются такой острой проблемой, как дисконты в нефтяной отрасли», - заключает эксперт.
В начале 2023 год Россия существенно увеличила поставки драгоценных металлов в Китай из-за санкционного давления со стороны Запада: в январе-феврале экспорт платины в КНР увеличился практически в 300 раз, палладия – в 8,5 раза, родия — в 7 раз. В Китай в основном экспортируются цветные металлы (медь, цинк, алюминий, никель и пр.), концентраты руд цветных металлов и железная руда, говорит директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров. «Продукция черной металлургии скорее всего не находит там спроса, так как в стране существуют избыточные мощности по выплавке стали и Китай сам является экспортером продукции черной металлургии», - подчеркивает он. Основные объемы, которые были перенаправлены из Европы пошли на Ближний Восток и Латинскую Америку. В Азии потребители скорее Вьетнам, Тайвань. «С учетом того, что большинству российских металлургов пришлось перенаправлять свои потоки в Азию, они там столкнулись с ситуацией, когда были вынуждены предлагать дисконты на свою продукцию. К тому же металлотрейдеры вероятно использовали фактор санкционности на российскую продукцию для снижения цен закупок.
Китайские компании, в том числе в сферах машиностроения и автомобилестроения, активно выходят на российский рынок, в том числе и локализуют производственные площадки. Но и этот «разворот на Китай» едва ли окажет поддержку российским металлургам. Китайские производители автомобилей используют свой металл. В России в основном крупно узловая сборка китайских автомобилей, скептичен Илья Макаров.
Не станет Китай и торговым хабом для российского металла. Часть бывшего европейского объема уходит в Турцию. И пока турецкие трейдеры помогают российским производителям не снижать объемы производства, описывает ситуацию Максим Худалов. Китай же в качестве торгового хаба — не самая удобная площадка, так как его продукция также имеет ограничения по поставкам во многих странах мира. «Тем не менее, с учетом роли Шанхая как альтернативы LME, часть поставок идет именно китайским трейдерам. В целом Китай поддерживает продажи, но ключевым элементом контрсанкционной стратегии отрасли он вряд ли станет, полагает Максим Худалов. Думаю, Ближний Восток более бы подошел для такого хаба, согласен Илья Макаров.
Затруднительно сделать из Китая хаб для выхода российского подсанкционного металла на глобальный рынок и с юридической точки зрения, говорят юристы.
«Прежде чем отвечать на непосредственные вопросы, следует разобраться с действующими санкционными ограничениями. В отношении российского металла введены секторальные санкции основных западных юрисдикций – ЕС и США. В Евросоюзе это статья 3g Регламента Совета ЕС № 833/2014 от 31 июля 2014 года, которая запрещает импорт, покупку и транспортировку железа и стали российского происхождения, а также расположенных в или экспортированных из России. Запрет касается в том числе переработанного железа и стали, если в его состав входит железо и сталь российского происхождения. Запрет распространяется на граждан ЕС, европейские организации, а также лиц, находящихся или осуществляющих деятельность на территории ЕС.
В США это Определение OFAC от 24.02.2023, которое предусматривает возможность введения санкций в отношении любого лица, которое действует или действовало в российском секторе металла и добычи. В своих последующих разъяснениях OFAC также отметил, что согласно Определению OFAC от 24.02.2023 санкции могут быть введены и в отношении лиц, которые не находятся под юрисдикцией США (“non-U.S. persons”), если они участвуют в деятельности лиц, которая запрещена данным определением. Кроме того, Прокламация Президента США об изменениях в отношении импорта алюминия в США установила следующие пошлины: с 10 марта 2023 года - 200% пошлина на предметы из алюминия и производные от предметов из алюминия, произведенные в России; и с 10 апреля 2023 года - 200% пошлина на определенные предметы из алюминия.
Великобритания же пока не ввела секторальные санкции против российского металла. Однако 19 мая 2023 года британский Премьер-Министр анонсировал намерение ввести запрет на импорт меди, алюминия и никеля российского происхождения.
По аналогии с США в марте 2022 года Великобритания ввела повышенные пошлины в размере 35% на импорт в т.ч. железа, стали, алюминия и др.», - описывает ситуацию адвокат КА Pen & Paper Роман Кузьмин. С учетом имеющихся ограничений ЕС и США, а также планируемых к введению ограничений Великобритании, использование китайского рынка для перепродажи российского металла может быть очень ограниченным и сопряжено с высокими рисками, предостерегает юрист. С точки зрения соблюдения европейских санкций, вопрос стоит не столь остро, поскольку перепродажа на неевропейские рынки допускается при условии, что трейдер не подпадает под категорию лица, находящегося под юрисдикцией ЕС. Однако американский санкционным режим более строг в силу механизма вторичных санкций, когда санкции могут быть применены и в отношении лиц, которые не находятся под юрисдикцией США. Данный риск особенно велик с учетом прямого указания на него в разъяснениях OFAC, заключает он.
«Перспектив у российской металлургической продукции на рынке Китая практически и нет. Максимум, что у нас там готовы покупать – стальную заготовку, алюминий и медь, прокат и трубы из них там особо-то и не нужны.
В то же время китайские металлургические компании с охотой готовы приобретать руды и концентраты из России. Подобная ситуация связана с политикой КНР по переработке сырья у себя в стране. Именно поэтому оно крайне неохотно дает разрешения на покупку и строительство металлургических предприятий за пределами Китая. За месяцы, прошедшие с момента введения в Европейском Союзе в 2022 года эмбарго на стальную продукцию из нашей страны, российские металлургические производители смогли переориентировать ее на рынок Китая от силы 25-30% от объема отгрузок в Европейский Союз. Везти в КНР ее далеко, китайские покупатели готовы брать ее с большими скидками под предлогом ее санкционной токсичности. В результате рентабельность экспорта в Китае несоизмеримо меньше, чем было в Европейский Союз и о былом размере валютной выручки остается только мечтать», - скептично настроен независимый эксперт Леонид Хазанов.
Но возможно, само текущее состояние китайской экономики может сыграть на руку российским производителям металла. «В настоящее время в металлургическом секторе Китая наблюдается определённый спад, который обусловлен снижением активности на рынке недвижимости и общим торможением экономики. Отказ от коронавирусных ограничений придал некоторый импульс развитию экономики Китая, однако сокращение инвестиций в недвижимость негативно влияет на металлургический сектор страны. В этих условиях производство стали в Китае в 2022 году сократилось на 2,1% (до 1 млрд т), хотя рост цен на чёрные металлы оказал позитивное влияние на компании сектора. В то же время импорт стальной продукции в КНР сократился в прошлом году на 25,9%», - более оптимистичен управляющий директор рейтинговоо агентства НКР Дмитрий Орехов. В текущих условиях российские металлурги могут предложить Китаю железную руду и полуфабрикаты, материалы для автомобильной промышленности, оцинкованный прокат, белую жесть, а также высокопрочную сталь, перечисляет эксперт. Однако они сталкиваются с логистическими проблемами: на восточном направлении уже многие годы отмечается недостаток транспортных мощностей, которые загружены преимущественно угольными грузами. Препятствием для металлургов является и загрузка более 70% портовых мощностей теми же угольными грузами (на металлургическую продукцию приходится около 1% портовых мощностей), описывает ситуацию Дмитрий Орехов. Выбирая, продавать металлургическую продукцию внутри страны или отправлять на экспорт, производители ведут себя гибко и перераспределяют потоки с учётом эффективности таких операций. При экспорте металлургической продукции в Азию существенно увеличивается дальность перевозок, и, если учесть дисконты на азиатских рынках относительно Европы (20–30%) и относительно крепкий рубль, то маржинальность металлургов сокращается. В настоящее время для российских предприятий чёрной металлургии более маржинальны поставки в Турцию благодаря более быстрой и простой доставке грузов, уверен Дмитрий Орехов.