Импорт железной руды в ЕС продолжает стремительно снижаться
В своем последнем еженедельном отчете судовой брокер Banchero Costa заявил, что «2023 год стал положительным годом для мировой торговли железной рудой. По данным отслеживания судов AXS Marine, в январе-октябре 2023 года мировые поставки железной руды увеличились на +5,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 1343,8 млн тонн с 1278,9 за тот же период 2022 года. Это также чуть больше 1320,1 млн тонн, загруженных в январе-октябре 2021 года, что стало последним рекордом за всю историю.
Экспорт из Австралии увеличился на +1,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в январе-октябре 2023 года до 760,5 млн тонн, что, несомненно, стало новым рекордным показателем за всю историю. Из Бразилии экспорт в январе-октябре 2023 года вырос на +6,8% г/г до 294,8 млн тонн. В Индии также наблюдался рост на +157,6% по сравнению с прошлым годом до 33,5 млн тонн. В январе-октябре 2023 года объемы поставок из Южной Африки снизились на -6,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 42,7 млн тонн.
Спрос был низким везде, кроме материкового Китая. Импорт в Китай вырос на +5,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 999,3 млн тонн в январе-октябре 2023 года. Импорт железной руды в Японию снизился на -5,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 80,1 млн тонн. Объемы поставок в Южную Корею снизились на -4,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 59,0 млн тонн. В Малайзию также снизились -9,8% по сравнению с прошлым годом до 17,2 млн тонн».
По словам Banchero Costa, «Европейский Союз (27) в настоящее время является третьим по величине импортером железной руды в мире после Китая и Японии. Сталеплавильная промышленность Европы уже давно находится в тени Китая и остальной Азии, и в настоящее время на долю Европы приходится всего 7% мирового производства нерафинированной стали и 5% мирового импорта железной руды. За 12 месяцев 2022 года ЕС импортировал 78,9 млн тонн железной руды, что на -8,0% меньше, чем в прошлом году, по сравнению с 85,8 млн тонн, импортированных за весь 2021 год. В 2020 году импортировано 69,4 млн тонн, но это значительно ниже 87,7 млн тонн, импортированных в 2019 году, или 98,2 млн тонн в 2018 году».
Судовой брокер добавил, что "в январе-октябре 2023 года импорт в ЕС вновь сократился на -11,2% г-к-г до 60,3 млн т, с 67,9 млн т за аналогичный период 2022 года. Около 50% импорта в ЕС в январе-октябре" 2023 г. были загружены на тоннаж Capesize, около 33% на Panamaxes или Post-Panamaxes и 10% на Supramaxes.
Что касается отдельных стран, то 41,4% импорта в январе-октябре 2023 года пришлось на Нидерланды (во многом из-за важности Роттердама как шлюзового порта). В январе-октябре 2023 года на порты Германии пришлось 18,9% импорта, за ней следовали Франция с 11,7%, Бельгия с 7,5%, Италия с 6,5%, Испания с 6,2%, Польша с 1,0%.
Если рассматривать отдельные порты выгрузки в ЕС, то мы имеем: Роттердам (19,2 млн тонн железной руды выгружено в январе-октябре 2023 года), Гамбург (7,8 млн тонн), Эймейден (5,1 млн тонн), Гент (4,3 млн тонн), Дюнкерк. (4,1 млн т), Таранто (3,7 млн т), Бремен (3,5 млн т), Хихон (3,4 млн т), Фос (3,0 млн т), Копер (2,0 млн т), Констанца (1,0 млн т), Раахе ( 0,6 млн т), Свиноустье (0,5 млн т).
Что касается источников поставок, Бразилия теперь уступила первое место Канаде. Бразилия была крупнейшим поставщиком железной руды в Европейский Союз в 2022 году, на ее долю пришлось 26,9% общего импорта ЕС в прошлом году. Однако поставки из Бразилии в ЕС сократились на -15,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в январе-октябре 2023 года до всего 14,9 млн тонн с 17,7 млн тонн в январе-октябре 2022 года, а также ниже 19,9 млн тонн в январе-октябре 2021 года.
Поставки из Канады в ЕС, напротив, увеличились в январеоктябре 2023 года на +4,6% г-к-г до 18,8 млн тонн. На долю Канады в январе-октябре 2023 года пришлось 31% импорта руды в ЕС. Поставки из Южной Африки также сократились на -12,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 9,9 млн тонн. Экспорт из Норвегии в ЕС также снизился на -4,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 7,8 млн тонн в январе-октябре 2023 года», - заключил Banchero Costa.