Возможно ли сейчас СП с Китаем?

Одной из главных отраслевых новостей прошедшей недели стало заявление Владимира Потанина о том, что «Норильский никель» планирует перенести плавильные мощности Медного завода, модернизация которого усложнилась из-за проблем с западным оборудованием, в Китай, заключив СП с одной из китайских компаний. Об этом предприниматель рассказал в интервью агентству «Интерфакс». Деталей потенциального совместного предприятия Владимир Потанин не раскрыл.

Разобрались вместе с экономистами, юристами и отраслевыми экспертами, возможно ли и маржинально ли в текущих экономических и геополитических условиях создание совместного предприятия между российским бизнесом и китайским или вообще бизнесом условно дружественных России экономик. Особенно актуально эти вопросы звучат на фоне все ужесточающегося регулирования финансовых операций с Россией со стороны китайских контрагентов. Не превышают ли риски потенциальный экономический эффект?

Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Кира Винокурова:

«С юридической точки зрения создание совместного предприятия между китайскими и российскими компаниями возможно: Китай не применяет санкционный режим в отношении России и не устанавливает какие-либо препятствия для создания совместных предприятий. Между Правительством России и Китая действует соглашение о поощрении капиталовложений, которым инвесторам из России в Китае представляются дополнительные гарантии защиты капиталовложений, в том числе от экспроприации.

Вместе с тем, создание совместных предприятий между российскими и китайскими компаниями для последних влечет за собой увеличение санкционных рисков: нексус с Российской Федерацией будет требовать более тщательной проверки соответствия деятельности компании санкционным ограничениям со стороны западных партнеров, а сокрытие наличия российских лиц в корпоративной структуре или происхождения металла будет расценено как содействие в обходе санкций и может повлечь за собой как регуляторную ответственность, так и введение санкций.

Помимо этого, согласно оценкам государств “Большой семерки”, Китай является одним из государств, способствующих обходу санкционных ограничений в отношении России, соответственно, деятельность совместного предприятия в данной юрисдикции будет подвергаться повышенному вниманию со стороны контрагентов и финансовых учреждений.

Полностью нивелировать связанные с санкциями риски, например, повышенные комплаенс-проверки или риски, связанные с потенциальным введением санкций в отношении Норникеля или других российских партнеров, невозможно. Однако санкционные риски можно снизить и контролировать, раскрывая информацию о российском нексусе при совершении сделок, а также путем проведения независимой оценки деятельности совместного предприятия на соответствие законодательству важных для компании юрисдикций с точки зрения обхода санкций.

Влияние создания совместного предприятия с китайской компанией и перенос производства в Китай на продукцию российских компаний с точки зрения санкционных ограничений зависит от того, как сформулированы применимые ограничения в соответствующих юрисдикциях и того, как распределяются этапы производства между юрисдикциями.

Рассмотрим, например, санкционные ограничения в отношении металла российского происхождения США и Великобритании, которые, несомненно, стали предметом обсуждения компаний металлургического сектора в этом месяце.

Санкционное законодательство обеих юрисдикций предусматривает запрет на импорт и выдачу варрантов на биржах цветных металлов в отношении металла российского происхождения.

При этом, в США металл российского происхождения определяется как товар произведенный, изготовленный, добытый или переработанный в России, однако металл российского происхождения, который был существенно преобразован в товар иностранного производства, напрямую исключается из сферы действия ограничения. В связи с чем, медная продукция, произведенная пусть и с использованием меди, добытой в России, при определенных условиях может считаться китайский товаром, на который не распространяются данные ограничения. Однако в настоящий момент нельзя с уверенностью сказать, какая степень переработки меди будет считаться “существенной переработкой”, а потенциальные покупатели, вероятно, в любом случае будут подходить к данным ограничениям консервативно, чтобы снизить свои санкционные и комплаенс-риски.

В Великобритании же оговорка о существенно переработанных металлах отсутствует: запрещается импорт и варрантирование металлов, поставленных из России или российского происхождения. Принимая во внимание практику применения санкций Великобритании и отсутствие прямого указания на данное исключение в Регламенте о санкциях Великобритании в отношении России, на медь, добытую в России и переработанную на совместном предприятии в Китае, будут распространяться соответствующие ограничения.

Как сообщается в СМИ, перенос производства в Китай также связан с трудностями в получении доступа к определенным технологиям: вероятно, это связано с запретом на экспорт определенных товаров и технологий в Россию, установленный в США, ЕС и Великобритании. Запрет на экспорт товаров и технологий в этих юрисдикциях установлен территориально: запрещается экспорт технологий в Россию или для использования на ее территории, в связи с чем перенос производства в Китай может облегчить получение доступа к технологиям. Однако, необходимо иметь в виду, что любая деятельность, направленная на обход существующих санкционных ограничений, в том числе, запрета на экспорт, противоречит санкционному законодательству.

Само по себе создание совместного предприятия с компанией в дружественной юрисдикции вряд ли можно считать обходом санкционных ограничений: санкционные режимы западных государств не распространяются и не могут распространяться на экономические решения компаний в дружественных государствах. Однако если совместное предприятие было создано с целью или используется для обхода санкционных ограничений, оно безусловно может быть рассмотрено как таковое.

Как сообщается в СМИ, одна из целей перемещения мощностей в Китай - это возможность “продавать финальный продукт как китайский”. В данном случае сокрытие государства происхождения металла или введение контрагентов и финансовые учреждения в заблуждение иным образом может быть расценено как обход санкций. Это может привести к введению санкций в отношении совместного предприятия или китайских партнеров, а в отдельных случаях, например, если это привело к тому, что американские финансовые учреждения обработали платеж по сделке, противоречащей санкционному законодательству США, и к регуляторной ответственности в виде крупного штрафа.

Существует ряд межправительственных соглашений между Россией и Китаем, направленные на взаимные капиталовложения в экономики данных стран, в которых перечисляются потенциальные отрасли для экономического взаимодействия. Среди них наиболее приоритетными являются отрасли добычи и переработки полезных ископаемых, строительства объектов инфраструктуры, развития сельского хозяйства. Металлургия также относится к приоритетным сферам взаимодействия.

Преимущества работы с Китаем в данной области обусловлены для российских лиц как логистическими и технологическими факторами, так и большей доступностью совершения и получения платежей, чем в рамках взаимодействия с европейскими партнерами. Китай же, в свою очередь, становится на долгосрочной основе рынком сбыта необходимой сырьевой продукции.

В свою очередь выход на китайский рынок уменьшит возможные риски для зарубежных контрагентов, так как фактически они будут взаимодействовать не с российским лицом.

Создание совместных предприятий возможно и в других дружественных юрисдикциях, например, в странах Африки и ближней Азии, Индии. При этом необходимо учитывать, что несмотря на то, что данные государства не применяют режим санкций в отношении России, контрагенты и финансовые учреждения в условиях увеличения санкционного давления на дружественные страны, могут стремиться соблюдать санкционные ограничения западных юрисдикций в целях снижения своих санкционных рисков.

Для отдельных государств, например, если они имеют тесные экономические связи с США или ЕС, данный риск будет выше, чем в других.

Помимо этого, необходимо учитывать и введение санкционных ограничений в отношении потенциальных партнеров по совместному предприятию: капиталовложения в подсанкционные юрисдикции увеличит санкционные риски совместных предприятий».

Заместитель декана по международной деятельности РУДН, кандидат экономических наук, Дарья Соколан:

«На сегодняшний день возможны варианты сотрудничества в виде совместных предприятий. Сейчас любое сотрудничество с Россией - это риск для наших партнеров, учитывая геоэкономическую ситуацию. Риск будет усиливаться, если СП будут действовать на территории России, в примере с «Норникелем» СП будет на территории Китая - что немного снижает риск сотрудничества, потому что основные мощности будут на территории Китая. Чтобы снизить риски России необходимо создавать СП на территории других стран, еще лучше - делать это через дочерние компании, зарегистрированные в дружественных странах.

Открытие СП в сфере металлургии для России имеет ряд преимуществ: Китай один из основный потребителей металлургической продукции и открытие СП на его территории позволяет максимально приблизиться к рынку сбыта, что поможет сократить издержки. Проблема санкций в том, что как только Россия находит способ их обхода, страны Запада сразу же стремятся ввести новые санкции. Поэтому, к сожалению, все способы обхода санкций будут носить временный характер. нужно стать более изобретательными в процессе создания дочерних компаний за рубежом, чтобы усложнить процесс определения материнской компании. Китай рискует попасть под вторичные санкции, да и сами созданные СП могут попасть под ограничения. Но, если мы говорим про сектор металлургии, то эти ограничения не так страшны, потому что основным потребителем все равно будет Китай, проблемы будут с экспортом за рубеж.

России сейчас необходимо продавливать идею СП с Китаем в сфере высокотехнологичного производства, так как мы можем со своей стороны предложить высококвалифицированные кадры, совместное финансирование, а со стороны Китая мы получим доступ к их разработкам. Сам Китай достиг таких экономических успехов благодаря СП в свое время.

Конечно, России выгоднее создавать СП на своей территории, но это сейчас проблематично. Поэтому пока можно сконцентрироваться на СП в таких дружественных странах, как Беларусь, Сербия, Вьетнам, чтобы параллельно получить доступ к западным и азиатским рынкам»

Основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников:

В настоящее время промышленное сотрудничество российских и китайских компаний активно развивается и имеет значительный потенциал для дальнейшего роста. Одним из наиболее перспективных направлений сотрудничества является совместная разработка и производство высокотехнологичной продукции, в том числе в области электроники, телекоммуникаций, машиностроения и химической промышленности.

Одно из последних примеров такого сотрудничества - планы «Норникеля» перенести плавильные мощности Медного завода в Китай и заключить совместное предприятие с одной из китайских компаний. Это позволит «Норникелю» преодолеть проблемы с западным оборудованием и продолжить модернизацию предприятия.

Кроме того, российско-китайское промышленное сотрудничество развивается в рамках таких крупных проектов, как «Сила Сибири», «Ямал СПГ» и «Сила Сибири-2». Эти проекты предусматривают строительство газопроводов, СПГ-заводов и других объектов инфраструктуры, а также создание новых рабочих мест и повышение экспортного потенциала двух стран.

Однако, несмотря на перспективы сотрудничества, существуют и определенные риски, связанные с политическими, экономическими и технологическими факторами. Например, санкции, введенные против России, могут осложнить реализацию совместных проектов, а различия в подходах к регулированию рынка и защите интеллектуальной собственности могут привести к конфликтам между российскими и китайскими компаниями.

Промышленное сотрудничество российских и китайских компаний имеет значительный потенциал для роста и развития, но требует тщательного планирования и согласования, а также учета рисков и вызовов, связанных с геополитической ситуацией и экономическими условиями.

Создание совместных предприятий (СП) между китайскими и российскими компаниями в настоящее время юридически возможно.
Однако такие СП могут сталкиваться с рядом рисков, которые необходимо тщательно учитывать:

Юридические аспекты:

  • Выбор подходящей юрисдикции для регистрации СП имеет важное значение, так как это может повлиять на применимое законодательство и возможности защиты прав участников.
  • Необходимо проработать структуру владения, управления и распределения прибыли в СП с учетом возможных ограничений.
  • Важно обеспечить соответствие деятельности СП требованиям применимого законодательства, в том числе в отношении санкций.

Риски, связанные с санкционным давлением:

  • Риск вторичных санкций в отношении китайских компаний, участвующих в СП с российскими партнерами.
  • Ограничения на экспорт/импорт товаров, технологий, оборудования, подпадающих под санкции.
  • Сложности с международными финансовыми транзакциями, связанные с ограничениями на использование определенных валют.

Риски, связанные с международными транзакциями:

  • Задержки или отказы в проведении международных платежей из-за санкционных ограничений.
  • Необходимость использования альтернативных платежных систем и каналов.
  • Повышенные комиссии и более сложные процедуры международных расчетов.

Репутационные риски:

  • Негативное восприятие сотрудничества с российскими компаниями западными партнерами и инвесторами.
  • Возможный уход западных компаний с российского рынка, снижение инвестиций.

Для нивелирования этих рисков СП могут предпринять следующие меры:

  • Тщательный анализ рисков на этапе планирования СП.
  • Выбор оптимальной юрисдикции для регистрации СП.
  • Разработка стратегии управления рисками, включая диверсификацию бизнеса.
  • Взаимодействие с государственными органами для получения поддержки и содействия.
  • Обеспечение прозрачности деятельности СП и соответствия применимому законодательству.

Таким образом, создание СП между китайскими и российскими компаниями возможно, но требует тщательной проработки юридических и практических аспектов для минимизации рисков.

Российско-китайские совместные предприятия (СП) могут предоставить российским компаниям несколько преимуществ на глобальном рынке, но также влекут за собой определенные риски для обеих сторон.

Преимущества для российских компаний:

  • Доступ к более крупному рынку и сбыту продукции через китайские каналы распространения и сеть поставок. Это помогает обойти некоторые санкционные ограничения.
  • Возможность использования более передовых технологий и ноу-хау китайских партнеров, что повышает конкурентоспособность российской продукции.
  • Получение доступа к финансированию и инвестициям со стороны китайских партнеров.

Риски для китайской стороны:

  • Возможность попадания под вторичные санкции США и других стран за сотрудничество с российскими компаниями, находящимися под ограничениями.
  • Утечка технологий и ноу-хау, передаваемых российским партнерам в рамках СП.
  • Репутационные издержки от ассоциации с российскими компаниями, находящимися под санкциями.


В целом, такие СП могут отчасти помочь российским компаниям обойти ограничения, но создают определенные риски для китайских партнеров, которым необходимо тщательно оценивать возможные последствия такого сотрудничества. Ключевым является баланс между потенциальными выгодами и рисками для китайской стороны.

Сотрудничество между российскими и китайскими компаниями может быть наиболее эффективным в следующих сферах:

Энергетика: Россия обладает значительными запасами нефти и газа, а Китай является крупнейшим потребителем энергии в мире. Сотрудничество в области энергетики, включая поставки российских энергоресурсов в Китай и совместные проекты по разработке новых источников энергии, является приоритетной сферой взаимодействия.

Транспорт и логистика: Россия и Китай имеют общую границу и обладают важными транспортными коридорами, такими как Международный транспортный коридор "Восток-Запад". Сотрудничество в области транспорта и логистики, включая развитие транспортной инфраструктуры и совместные проекты по улучшению логистических связей, является перспективным направлением.

Металлургия: Металлургия является приоритетной сферой сотрудничества между Россией и Китаем. Россия обладает богатыми запасами металлургического сырья, включая железную руду и уголь, а Китай является крупнейшим потребителем металлов в мире. Сотрудничество в области металлургии, включая поставки российского сырья в Китай и совместные проекты по развитию металлургической промышленности, является важным направлением.

Металлургия относится к наиболее приоритетным сферам взаимодействия по следующим причинам:

Взаимная выгода: Россия обладает богатыми запасами металлургического сырья, а Китай является крупнейшим потребителем металлов. Сотрудничество позволяет обеспечить российским компаниям стабильный спрос на сырье, а китайским компаниям - доступ к качественным ресурсам.

Технологический обмен: Сотрудничество в металлургии предоставляет возможность обмена технологиями и передовыми практиками между российскими и китайскими компаниями, что способствует развитию и совершенствованию металлургической промышленности обеих стран.

Таким образом, металлургия является одной из наиболее приоритетных сфер сотрудничества между российскими и китайскими компаниями.

Модель промышленного взаимодействия через создание совместных предприятий (СП) может быть применима и с другими дружественными экономиками, помимо Китая.

Вот некоторые примеры:

Индия: Индия является крупной экономикой с быстрорастущим рынком и развивающейся промышленностью. Сотрудничество с индийскими компаниями через СП может быть выгодным для российских компаний, так как Индия обладает большим потребительским рынком и развивающимися технологиями.

Бразилия: Бразилия - крупная экономика с развитыми сельскохозяйственным и промышленным секторами. Сотрудничество с бразильскими компаниями через СП может быть выгодным для российских компаний, так как Бразилия обладает богатыми природными ресурсами и развитой инфраструктурой.

Южная Корея: Южная Корея - высокотехнологичная экономика с развитыми промышленными секторами, включая электронику, автомобильную промышленность и судостроение. Сотрудничество с южнокорейскими компаниями через СП может быть выгодным для российских компаний, так как Южная Корея обладает передовыми технологиями и развитой инфраструктурой.

Причины, по которым такое сотрудничество может быть возможным и выгодным

Существует ряд ключевых причин, по которым сотрудничество России с такими странами, как Индия, Бразилия и Южная Корея, через создание совместных предприятий (СП) может быть весьма перспективным и взаимовыгодным:

1.Взаимодополняемость ресурсов и возможностей:

  • Россия обладает значительными запасами природных ресурсов, в то время как эти страны нуждаются в стабильных поставках сырья.
  • Партнеры могут предоставить доступ к передовым технологиям и ноу-хау, которые востребованы Россией.

2.Расширение рынков сбыта:

  • Огромные внутренние рынки Индии, Бразилии и Южной Кореи открывают новые возможности для российских производителей.
  • Совместные предприятия позволяют эффективнее выходить на региональные и глобальные рынки.

3.Снижение зависимости от Запада:

  • В условиях санкций и ограничений со стороны западных стран, сотрудничество с этими странами помогает диверсифицировать экономические связи России.
  • Совместные проекты снижают зависимость от западных технологий, рынков и финансирования.

4.Укрепление политических и экономических связей:

  • Развитие промышленной кооперации способствует укреплению стратегических партнерств между странами.
  • Это может открыть дополнительные возможности для сотрудничества в других сферах.

5.Синергетический эффект:

  • Объединение ресурсов, технологий и компетенций партнеров создает возможности для реализации более масштабных и инновационных проектов.
  • Совместные НИОКР и инвестиции могут ускорить технологическое развитие.

Таким образом, создание СП с Индией, Бразилией, Южной Кореей и другими дружественными странами действительно представляет большой интерес для России как ключевой элемент диверсификации ее внешних связей и снижения зависимости от Запада».

Старший менеджер по оценке бизнеса и финансовому моделированию в управляющей компании инвестиционного фонда Дмитрий Полусуров:

«Так случилось, что важнейшие решения об экономике России принимаются не в России. Бизнес адаптируется - и это нормально, такова его природа - постоянно максимизировать отдачу в моменте при любых обстоятельствах. Временная структура момента такова, что меньшее из зол выглядит как структурировании бизнеса через Китай.

Перед Норникелем стоит задача адаптироваться к санкциям, нежели создать новые преимущества на глобальном рынке.

В частности, речь идет об осложнениях “Серной программы”, предусматривающей значительное сокращение выбросов диоксида серы.

Суть проблемы Норникеля в следующем:

  • невозможность полного отказа от импорта
  • утрата доступа к западным технологиям и оборудованию
  • потеря клиентов в результате прямого и косвенного воздействия санкций, ухудшение переговорных позиций клиентов, требующих учесть санкционный аспект в цене.

Оценки перспектив проекта переноса медного литья в Китай ближе к рынкам сбыта, с моей точки зрения, нужно рассматривать через призму главного:

  • Как упомянул сам Потанин, проект “недостаточно еще доработан”. Китайский партнер не назван.
  • Названы сроки завершения проекта - 2027 г.

По меркам 2020х - это невыносимо далеко. Как говорится, “либо падишах, либо осел”. Даже СВО за это время может закончиться.

Политический аспект

С российской официальной стороны “проект имеет все шансы быть поддержанным в документальном плане”, а “Специфика китайского рынка такова, что там лучше работать с политической поддержкой на самом высоком уровне.”

Если проект требует такой политической поддержки, то она имеет оборотную сторону и легко конвертируется в политические риски, если что-то пошло не так.

Происходят удивительные вещи. Очевидно, что санкция наверху получена. Но это противоречит былому заявлению Путина о том, что “в условиях большой неопределенности лучше в дом. Здесь спокойнее и надежнее”.

С макроэкономической точки зрения это выглядит плохо, так как это шаг к возврату России  к зависимости от экспорта продукции с более низкой добавленной стоимостью (медный концентрат вместо меди).

В данном случае, санкции не ведут к созданию внутреннего рынка, так как покупательная способность внутри страны для мультипликативной экономики скорее снизилась, нежели возросла.

В конце концов, даже в случае успешной технической релокации, это не решает проблему трансграничных платежей.

Реакция Запада

Вряд ли можно предполагать, что Запад оставит этот ход без внимания. Реакция Запада не обязательно может быть связана напрямую с переносом производств. Это могут быть санкции по отношению к Китаю в других сферах, вообще не связанных с металлургией. Это видно на примере ситуации с поставками в Россию продукции так называемого двойного назначения.

По итогам визита госсекретаря Блинкена Китаю предъявлен по сути ультиматум с целью решения проблемы. Некоторые китайские банки уже испытывают проблемы с платежами в Россию. «Известия» и «Коммерсантъ» также сообщали, что китайские банки перестали принимать российские платежи.

По сообщению Wall Street Journal 23 апреля, США уже разрабатывают санкции с целью отключения китайских банков от мировой финансовой системы в случае, если Китай проигнорирует предупреждения.

На этом фоне есть гипотеза, что по итогам визита Путина в Китай громких заявлений в контексте проекта Норникеля сделано не будет.

Реакция рынка

Внятной реакции рынка пока нет, так как нет пока самих действий. Относительно 22 апреля котировки Норникеля незначительно снижаются - в пределах недельной волатильности.

Тем не менее, полностью согласен с Владимиром Потаниным - “только нестандартный ход поможет решить проблему”. Но не думаю, что этот ход лежит в русле ситуативной адаптации в условиях неопределенности».

Независимый промышленный эксперт, доктор экономических наук Леонид Хазанов:

«На сегодняшний день нет никаких юридических препятствий для создания совместных предприятий между российскими и китайскими компаниями. Единственная проблема, которую я вижу, - возможные санкции против них со стороны властей США и дружественного им Европейского Союза. Но подобные действия могут вызвать резкое противодействие со стороны правительства КНР, стремящегося к снижению экономического и политического влияния США на мировой арене.

Защититься же от них можно будет неафишированием деятельности совместных предприятий в публичном пространстве и жесткими контрсанкциями России и Китая в отношении западных компаний: только совместные действия двух соседей позволят «обломать» амбиции властей США, взявших на себя функции глобального жандарма.

Для российских производителей сотрудничество с китайскими партнерами, в частности, создание заводов на территории КНР дает доступ на ее огромный рынок. Характерным примером является цветная металлургия: Китай лидирует в мире по объёмам выпуска алюминия и меди и одновременно – их крупнейших их потребитель. Строя и запуска металлургические предприятия в нем, можно не опасаться санкций – алюминий и медь будут перерабатываться в КНР в различные виды проката и потом частично потребляться в ней самой, частично – отправляться на экспорт. Устанавливать против них санкции было бы рискованно – правительство Китая уделяет большое внимание защите интересов зарегистрированных в его юрисдикции компаний».