Куда поедет российский уголь?

Согласно недавнему исследованию агентства Bloomberg, несмотря на стремление мира перейти к зеленой экономике, уголь остается популярным энергоресурсом, добыча остается на высоком уровне, а цены близки к рекордным, в частности, за счет роста спроса в Азии. Постарались разобраться, как эти тренды скажутся на росте или снижении потребления угля в энергетике и какие перспективы потребления российского угля на азиатских рынках, в первую очередь на китайском.

Китай форсирует укрепление собственной энергетической безопасности и ускоряет переход от традиционных источников энергии (нефть, газ, уголь) к альтернативным, «зеленым» (солнечная, ветровая и гидроэнергетика), а также энергии атома. И делает эти цели основными приоритетами экономического развития в 2024 г., говорится в документе Национального управления энергетики КНР, опубликованном в прошлые выходные. Для российских экспортеров угля и в целом для т.н. «разворота на Восток» это плохо: скорей всего, в текущем году поставки твердого топлива из России в КНР будут ниже рекордного показателя 2023 г. в почти 101 млн т (+44% г./г.). 

Общее потребление энергии Китаем в 2023 году составило 5,72 млрд т «стандартного угольного эквивалента», что на 5,7% больше показателя 2022 года. Это означает, что Китай зависит от импорта примерно на 13% от своих общих потребностей в энергии. Общий объем производства электроэнергии в Китае в 2024 году ожидается на 6,4% выше, чем в прошлом году. Но доля мощностей, не связанных с ископаемым топливом, должна вырасти до 55% от общей мощности примерно в 3170 ГВт по итогам текущего года.

Объём экспорта угля в восточном направлении в январе-феврале увеличился на 7% в годовом выражении, следует из сообщения заместителя министра энергетики России Сергея Мочальникова. По прогнозу профильного министерства, параметры добычи и экспорта угля в 2024 году сохранятся на уровне показателей 2023 года. Добыча угля в России в 2023 году снизилась на 1,1%, до 438,7 млн тонн, экспорт - на 3,9%, до 212,5 млн тонн. При этом, на угольных терминалах Дальнего Востока, при всем росте погрузки, фиксируется снижение обработки угля на 20-23% за январь-февраль. Видимо, увеличение погрузки в 7% оказалось недостаточным, чтобы вытянуть угольные терминалы Хабаровского края и Приморья из минуса.

Собрали мнения экспертов о том, почему зеленая энергетическая повестка сохраняет актуальность и как разворот на нее Китая скажется на перспективах российского угольного экспорта. Если коротко, перспективы не очень оптимистичные.

Управляющий директор рейтингового агентства НКР Дмитрий Орехов:

«Добыча угля в России в 2023 году снизилась незначительно по сравнению с 2022 г. и составила 438 млн т, в том числе по причинам меньших объемов добычи в Кузбассе и снижения объемов добычи на предприятиях СУЭК. Основными потребителями энергетического угля в РФ являются электростанции (порядка 64% совокупного потребления), металлургия и промышленность (7%), сфера ЖКХ (6%), прочие отрасли (23%). В связи с частичным перенаправлением российской экономики на азиатские страны экспорт энергетического угля в 2023 г. вырос несущественно и достиг 213 млн т., в том числе за счет существенного прироста поставок угля Китай (+ 52%) и в Индию (+ 43%).

Мы прогнозируем сохранение объемов добычи и экспорта угля из РФ в 2024 г. на уровне 2023 г. Основными экспортными направлениями для российского угля останутся в ближайшие годы Турция, Индия и Китай. При этом в связи с увеличением объемов поставок в Китай в первые два месяца 2024 г. доля Азиатского региона в экспорте энергетического угля превысила 90%. Однако в дальнейшем экспорт российского энергетического угля будет находиться под давлением таких факторов, как возврат к гибкой курсовой экспортной пошлины с марта 2024 г. и высокая транспортная составляющая издержек.

Глобально цены на энергетический уголь продолжают падать. Так, средняя мировая цена на данный товар уплата в феврале 2024 г.  на 6,7% м/м. Средняя экспортная цена российского угля из Дальневосточных портов в начале 2024 г. держится около 105-107 долл. США/т. Несмотря на общемировой тренд по снижению цен, российские экспортёры отказываются снижать цены в связи с дефицитом угля в портах из-за высокой загруженности железной дороги и из-за увеличения сроков поставок угля в порты. В результате разнонаправленной динамики дисконт экспортных цен на дальневосточный энергетический уголь упал до 13%. В то же время по итогам февраля 2024 г. средняя экспортная цена на энергетический уголь в балтийских портах упала до 68 долл. США/т. в результате уменьшения поставок в Турцию и Индию. Дисконт экспортных цен на уголь, поставляемый с балтийского побережья России (FOB), к европейским ценам (CIF), по нашим оценкам, упал до 30%, при этом, если учитывать стоимость фрахта, дисконт составил порядка 20%».

Замдекана по международной деятельности экономического факультета РУДН, к.э.н. Дарья Соколан:

«Ежегодно, оценку мировому потреблению угля дает Международное энергетическое агентство. Согласно последним опубликованным данным, мировой спрос на уголь достиг рекордного уровня в 2022 году на фоне мирового энергетического кризиса, увеличившись на 4% в годовом исчислении до 8,42 млрд тонн. Основной спрос был вызван увеличением потребления угля в странах Азии. В Китае спрос вырос почти на 5%, в Индии на 9%.

На мой взгляд, в текущих условиях, зеленая повестка уходит на второй план. Несмотря на снижение потребления угля в развитых странах, в развивающихся странах Азии будет продолжать расти спрос на уголь. В Китае и Индии растет спрос на уголь из-за устойчивого развития экономики и как следствие роста спроса на электроэнергии при низкой отдачи от их гидроэлектростанций. Китай лидер по потреблению энергии в мире, у Индии третье место. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день данные экономики продолжают развиваться спрос на уголь в 2024 году будет дальше расти. По ряду экспертных оценок, пик потребления угля в Китае будет в 2025 году. Доминирование Китая на рынке угля сильнее, чем у любой другой страны в отношении любого другого топлива. Он потребляет более половины мирового объема угля и производит столько же, а также является крупнейшим импортером, на долю которого приходится около одной трети мировой торговли углем.

Сейчас говорить о переходе полностью на зеленую экономику не представляется возможным, так как для производства оборудования для зеленой экономики необходимы традиционные источники энергии. Более того, сегодня есть острая проблема по утилизации солнечных панелей, элементов ветряных станций. Цены на традиционные источники растут, учитывая обстановку в Красном море, ситуацию с санкциями в России. Это приводит к кризисным явлениям в европейских странах. Переход на зеленую энергию – дорогостоящее мероприятие. В связи с чем развитым странам Европы все тяжелее становится перейти на эту энергию из-за ухудшения экономических показателей. Поэтому ближайшие 2-3 года у угля сохраняются довольно высокие перспективы дальнейшего роста спроса.

На сегодняшний день Россия производит около 430 млн тонн угля в год. За последние 2 года явно наблюдается активное развитие экспорта угля в азиатские страны, в основном в Китай.

Добыча будет расти в Якутии и Иркутской области благодаря близости регионов к Китаю. Кузбасс традиционный регион добычи угля, и он также сейчас ориентирован не только на внутренний спрос, но и на экспорт. За 2023 год на экспорт угля пришлось почти 50% производимого угля в России, значительно выросли поставки РФ в Китай и Индию. Я бы не оценивала слишком позитивно перспективы роста экспорта, так как в России проблема с нагрузкой на ж/д сообщение и недостаточной развитости транспортных терминалов на востоке страны. Есть перспективы увеличения поставок морем.

Естественно, негативно на российский угольный экспорт в Китай повлияло восстановление импортных пошлин в Китае на уголь с 1 января 2024 года. За первые два месяца 2024 года экспорт угля упал на 8%. Стоит отметить, что экспорт упал не только в Китай, но в Индию (за счёт роста собственной добычи в стране) и в Турцию (из-за проблем с логистикой и ухудшения экономической ситуации в стране). России имеет перспективы в большей степени в экспорте коксующегося угля, необходимого для металлургического комплекса, чем в экспорте энергетического угля

Производственных мощностей достаточно – проблема в инфраструктуре и импортных пошлинах. Необходимы расширение жд путей, развитие восточных терминалов. Здесь явная проблема и российские производители угля на этом недозарабатывают. Ж/д пути используются для поставок товаров с большей добавленной стоимостью. Последний раз из-за проблем с логистикой Россия не смогла поставить 30 млн тонн угля

Рентабельны ли при этом для российских угольщиков поставки на азиатские рынки? Рентабельны и перспективны, но кроме Китая необходимо ориентироваться и на другие азиатские рынки, в том числе страны ЮВА, Индонезию».

Независимый промышленный эксперт, доктор экономических наук, Леонид Хазанов:

«Зеленый переход никто не отменял и на повестке дня он остается, вот только до конца точно не просчитаны связанные с ним издержки. Классический пример – ветровые электростанции. Они не имеют выбросов вредных веществ, однако число мест, подходящих для их размещения, значительно меньше, чем для угольных. Вдобавок они вырабатывают только электроэнергию, но не тепло.

Следовательно, они полностью заменить угольные электростанции пока не могут, зато перевод последних на природный газ идет в России. В то же время при нем эмиссия парниковых газов сокращается на 20-30%, расходы на закупку топлива увеличиваются на 10-15%.

Поэтому применение угля в энергетике нашей страны постепенно будет приобретать нишевой характер, уступая место природному газу. Напротив, в Китае, Индии и ряде иных государств Азии он пока не сдаст своих позиций в силу различных причин, например, в КНР от угля не отказываются, понимая ограничения на использования возобновляемых источников энергии и печальный опыт Европы, где неоднократно в минувшие зимние периоды останавливались из-за штиля ветровые электростанции.

Экспорт угля из России в Китай в январе-феврале 2024 года снизился на 22% до 11,5 млн тонн. И тут свою роль сыграло несколько факторов. Во-первых, восстановление властями КНР таможенных пошлин на ввоз угля. Во-вторых, под них не попал уголь из Австралии и Индонезии, с которыми у Китая заключены соглашения о свободной торговле. В-третьих, существуют ограничения по пропускной способности железных дорог Дальнего Востока России. И в-четвертых, мешают западные санкции против «Мечела» и СУЭКа – в КНР покупатели их учитывают».

Начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ», к.э.н. Олег Абелев:

«Сейчас мировой объем потребления угля перевалил примерно за 1 млрд тонн. Это предварительные результаты 2023 года. Доля Китая – более половины этого объема, России – 8-10%. Внутреннее потребление угля в России около 60%, на экспорт поступает – 40%.

Говоря об экспорте российского угля, мы прежде всего подразумеваем рынки Китая и отчасти Индии. Китай и Индия не поддерживают переход на зеленую энергетику.

Судя по всему, угольная промышленность переживает ренессанс. Индия и Китай, а это два крупнейших потребителя угля, а Китай к тому же еще и производитель, наращивают объем импорта. Скорее всего, с учетом активной пропаганды отказа от атома, многие страны Евросоюза будут сворачивать атомные проекты, в частности показателен в этом смысле опыт Германии. Однако мы понимаем, что объем выработки в зеленой энергетике за сопоставимый период времени значительно уступает тому, что обеспечивают традиционные источники углеводорода в том числе, угль. Поэтому страны, которые не объявляли о переходе на зеленую энергетику (и прежде всего это развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, Южной Америки) как потребляли уголь в производстве электроэнергетики, так и продолжат его потреблять. Их слабо волнуют аргументы о вреде выбросов при производстве угля в атмосферу. К тому же у них просто нет альтернативы. Строить атомные станции для них дорого, далеко не все страны имеют гидро-инфраструктуру, реки для возведения каскада электростанций.

Для перечисленных стран, а их большинство в мировом балансе потребления угля, вопрос альтернативы углю не стоит. По уровню рентабельности этот год обещает стать рекордным. Мировое потребление может перевалить 1,2-1,3 млрд тонн. Угольные компании могут существенно увеличить рентабельность на фоне поставок для крупных сталелитейных и металлургических китайских компаний».

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Университета МИСИС Рафаэль Абдулов:

«Объем потребления энергетического угля составляет около 8,3 млрд тонн. Вероятно, это значение несколько вырастет в 2024 году, так как мировая экономика продолжает расти, хотя и с некоторым замедлением. Китай остается основным двигателем мировой экономики, но его темпы роста снижаются. Например, Индия растет на 5-2% каждый год, и к 2030 году ожидается увеличение потребления стали и других материалов, включая энергетический уголь. Однако, исходя из общей ситуации в мире, включая Европу, где наблюдается практически рецессия, потребление угля останется примерно на уровне 8,4 триллиона тонн.
Говорят о зеленой энергетике уже давно, и каждый год проводятся конференции с целью снизить температуру глобального потепления и препятствовать её повышению более чем на полтора градуса к 2050 году. Грязные источники энергии, такие как уголь, должны быть сокращены.
Однако энергетический кризис 2022-2023 годов в Европе показал, что многие страны, которые являлись инициаторами зеленых инициатив, сами продолжают использовать российский газ и уголь для собственного производства энергии. Например, это наблюдалось в Германии. Поэтому утверждать, что объем производства и потребления угля значительно снизится к 2024 году, было бы не совсем верным. Вопрос оценки объема производства энергетического угля в России оставляю без ответа на данный момент.
В 2023 г. произошло снижение добычи угля на 1% и составила в 2023 году 430 млн т., тогда как в 2022-м было добыто 438 млн т. Доля экспорта угля росла на протяжении всех 2000-х и 2010-х годов. В 2023 г. почти 50% отправлялось на экспорт. В 2023 экспорт возрос почти на 1%. Сильных перспектив роста я не вижу, так как темпы роста мировой экономики замедляются. Основные направления сбыта — это Китай и Индия.

В 2023 году экспорт в Китай вырос на 52% и составляет примерно 90 млн т. В 2022 г. поставки угля достигли почти 60 млн т. Экспорт в Индию возрос на 43% и составил почти 24 млн т. Перспектив наращивания нет, напротив ожидается стагнация. В том числе и из-за введения Китаем импортных пошлин на уголь с начала текущего года. Экспорт сократился за первые два месяца уже на 22%, по сравнению с 2023 г.

Кроме того, транспортные мощности недостаточны, так как пробки на восточном направлении были зафиксированы в 2023 и 2022 годах. В эти годы несколько раз угольщикам требовалось получать соответствующие квоты, так как перевозка металлов через Транссибирскую или Байкальско-Амурскую магистрали оказывалась более выгодной благодаря более высокой степени переработки. Например, в 2020 году и начале 2023 года некоторые угледобывающие компании использовали Балтийский флот и порты для экспорта угля в азиатские страны. Однако, насколько мне известно, некоторые компании стремятся построить свои собственные железные дороги и уже инициировали подобные проекты.
Насчет рентабельности для российских угольщиков на азиатских рынках, они, конечно, менее рентабельны по сравнению с европейскими рынками. Однако, ввиду сложности расчета полного влияния в разных месторождениях, я не могу дать полноценную оценку для всей отрасли».

Специалист департамента стратегических исследований Total Research Ярослав Островский:

«По данным экспертов, Китай, Индия, Турция и Вьетнам, являющиеся основными импортерами угля, в 2023 году продолжили наращивать импорт угля и производство электроэнергии на тепловых электростанциях.

Предполагается, что эта тенденция продолжится и в текущем году, так как уголь – самый дешевый источник энергии, что имеет решающее значение для конкурентоспособности промышленности развивающихся стран. Это подтверждает тот факт, что за последние пять лет доля мировой выработки электроэнергии на угле, приходящаяся на азиатские страны, выросла примерно на 10% и превысила 80%.

Что касается России, то по результатам прошлого года было добыто почти 440 млн тонн угля, из которых на экспорт было отгружено, по словам вице-премьера Новака, более 210 миллионов тонн, в основном в Китай и Индию. Однако, в текущем году закупки российского угля Китаем сокращаются на фоне того, что китайские власти вернули импортную пошлину на уголь, отмененную в 2022 году, что сказалось на конкурентоспособности российских поставок.

Экспорт российского угля в Индию также снизился в феврале почти вдвое по сравнению с январем, примерно до 0,6 млн тонн из-за увеличившейся стоимости фрахта, что практически обнулило прибыль.

Тем не менее, мировая потребность в угле, оцениваемая в рекордные 8,5 млрд тонн в 2023 году, остается на высоком уровне, несмотря на быстрое развертывание возобновляемых источников энергии.

«Зеленая» энергетика - это дорогостоящие инвестиции, недоступные странам с развивающейся экономикой. Поэтому растущая промышленность Китая и Индии продолжит наращивать угольную генерацию электроэнергии, что дает надежду странам-экспортерам угля на очередной хороший год.

Вот только Россия может выбыть из списка основных угольных экспортеров, так как снижение мировых цен на уголь, и введение российскими властями экспортных пошлин на него с 1 марта, делают наш уголь неконкурентоспособным на международных рынках».

Главный стратег инвестиционной компании Вектор Икс Максим Худалов:

«В прошлом году объём потребления энергетического угля превысил 8,5 миллиарда тонн, что является значительным приростом в сравнении с предыдущим годом на уровне 3,4%. Вероятно, этот рост продолжится и по итогам 2004 года. Предвидятся различные прогнозы, и ближайший из них указывает на 2% роста. Учитывая доступные объёмы, это составит приблизительно 85-100 миллионов тонн дополнительного потребления.
Важно отметить, что рост осуществляется, в основном, в азиатских странах, прежде всего, в Китае и Индии. Таким образом, даже сокращение потребления, которое произошло в Евросоюзе, легко компенсируется новыми потребителями в азиатских странах.

Тема зеленой энергетики продолжает оставаться актуальной. Однако, планы по переходу к углеродной нейтральности пока не изменяются крупными странами. Более того, мы не наблюдаем никаких послаблений со стороны защитников процесса, включая Евросоюз. В прошлом уже были некоторые движения в этом направлении в 2223 году, когда Европа столкнулась с дефицитом газа.
Сейчас мы можем видеть, что такая острая потребность отсутствует, благодаря существенному сокращению объемов потребления энергии. Тем не менее, ставка на зеленую энергетику все еще сохраняется, хотя, конечно же, возникают сопутствующие проблемы. Например, стоимость электрических панелей и проблемы с ветрогенераторами. Кроме того, мы наблюдаем спад в промышленности Европы, что приводит к падению спроса на углеродные кредиты и, следовательно, снижению инициативы для осуществления энергетического перехода. Цена на эти кредиты упала ниже 25 € за тонну СО2.
Таким образом, значительной экономии от сокращения выбросов пока не происходит. Текущая ставка составляет примерно 60-50 € за тонну СО2.

В целом можно ожидать, что, несмотря на то, что в Европе, скорее всего, потребление энергетического угля сильно снизится, возможно, и в ближайшие 10 лет полностью прекратится эта потеря, которую отрасль переживет. Речь идет примерно о 160 миллионов тонн. Причем это не экспортный в основном уголь, а бурый уголь, производимый на местах. Так вот, условно говоря, этот объем будет закрыт потреблением азиатских стран.

По состоянию на конец января 2023 года общий объем экспортных поставок угля из России составил 14 миллионов тонн. Из них на коксующийся энергетический уголь пришлось около 12 миллионов тонн. В категорию энергетического угля также входят антрацит и каменный уголь. В настоящее время наращивание объемов экспортных поставок маловероятно по нескольким причинам. Во-первых, большая часть экспорта направляется в восточном направлении, которое в значительной степени перегружено. Планируемого расширения пропускной способности в этом году не ожидается. Во-вторых, текущие рыночные цены таковы, что поставки угля из российских портов Дальнего Востока, Северо-Запада и Юга в Азиатско-Тихоокеанский регион нерентабельны. Третьей причиной является непримиримая борьба владельцев ТЭК с логикой рынка. Они пытаются поддерживать высокие ставки отгрузки в портах несмотря на то, что даже по сниженным тарифам поставки угля в этом направлении малорентабельны. В результате поставки угля в южном направлении практически прекратились. При этом проблема не только в портах, но и в конечной цене на уголь в этом направлении, которая не позволяет российским поставщикам экспортировать его по конкурентоспособной цене».