Владельцы кейпсайз судов борются с растущими поставками монгольского угля по железной дороге в Китай

Бизнес кейпсайз балкеров переживает один из самых больших сдвигов в мировой торговле среди всех сегментов судоходства.

Помимо роста экспорта бокситов из Западной Африки (а вскоре и железной руды) в Китай, владельцам кейпсайз балкеров  приходится бороться с ростом экспорта из Монголии и России в КНР, что сокращает тонно-мили для крупных судов, перевозящих сухие грузы.

«Растущее доминирование железнодорожных поставок из Монголии в сочетании с ростом российского импорта меняет структуру торговых потоков и оказывает понижательное давление на ставки морских перевозок», — утверждала греческая компания Xclusiv Shipbrokers в недавнем обзоре рынка.

«Растущая торговля углем между Китаем, Монголией и Россией, вероятно, изменит ландшафт перевозок сухих грузов», — предположила Xclusiv, заявив, что быстрое расширение добычи угля в Монголии в сочетании со значительными инвестициями в железнодорожную инфраструктуру отвлекает значительный объем угля от морских перевозок. По словам Xclusiv, эта тенденция усугубляется растущим импортом российского угля в страну, что из-за сокращения расстояний доставки еще больше снизит спрос на суда типа «кейпсайз».

«Ожидается огромный потенциал роста торговли между Монголией и Китаем в связи с началом строительства железнодорожной сети между двумя странами в 2023 году и строительством двух дополнительных железнодорожных сетей», — говорится в недавнем отчете британских консультантов по судоходству Drewry.

«Расширение сухопутной торговли из Монголии и вялый рост импорта из Австралии снизят спрос на судоходство», — утверждает Drewry, отмечая, что импорт коксующегося угля в Китай из Монголии «стремительно растет».

Производство коксующегося угля в Монголии более чем удвоилось в годовом исчислении в 2023 году, при этом более 90% продукции направляется в Китай.

Кроме того, морской импорт коксующегося угля в Китай из соседней России укрепляется, по данным Drewry, зафиксировав рост на 97% и 24% в 2022 и 2023 годах соответственно.

Импорт Китая из Австралии остался «сдержанным» после снятия запрета, и Drewry прогнозирует, что в этом году у Австралии нет никаких шансов вернуться к дозапретному уровню экспорта в Народную Республику. По оценкам Drewry, на каждую тонну угля, отправленную из России вместо Австралии, спрос на тонно-милю может сократиться на 62%.

Drewry утверждает, что стратегический переход Китая на железнодорожный импорт угля из Монголии и возросшая зависимость от российского угля знаменуют собой «преобразовательный момент» для перевозки сухих грузов.

«Новые железнодорожные сети и крупные инвестиции Китая в Монголию сигнализируют о решительном отходе от морской торговли, что резко снижает спрос на дальние перевозки. Поскольку китайские сталеплавильные заводы сталкиваются с жесткой маржой и слабым внутренним спросом, предпочтение более близких, экономически эффективных источников продолжит изменять динамику торговли», — заключил Дрюри.

Недавняя статья China International Capital Corporation (CICC) оптимистично оценивает перспективы монгольского угля из-за цены и сравнительного качества.

«Мы считаем, что Монголия станет важным поставщиком угля, поскольку угольная промышленность Китая принимает более строгие меры безопасности, а добыча угля в основных угледобывающих районах Китая падает. По нашему мнению, клиенты, находящиеся ниже по цепочке поставок, будут более мотивированы покупать монгольский уголь, что приведет к росту импорта монгольского угля в Китай», — прогнозируется в отчете.

Дионисиос Цилиорис, исследователь из греческой компании URSA Shipbrokers, сказал Splash: «Китай вступает в период стабильности в импорте морского энергетического угля и общем использовании. Это следует за очень сильной первой половиной 2024 года, поскольку гидроэнергетика восстанавливается, а внутреннее производство обновляется, и ожидается, что общий импорт китайского энергетического угля в этом году достигнет рекордных объемов прошлого года или немного упадет ниже их».

Но не все верят в шумиху вокруг сухопутных поставок.

Например, Ральф Лещински, руководитель исследований итальянского брокера Banchero Costa, сказал Splash, что монгольский или российский уголь не конкурирует напрямую с Австралией или Индонезией, учитывая совершенно иную логистику. Увеличение добычи в Северной Азии, скорее всего, будет конкурировать или дополнять внутреннее китайское производство, которое также в основном поставляется из районов на севере Китая, близких к границе с Монголией, таких как провинции Внутренняя Монголия и Шаньси.

Импорт угля по суше в первой половине года составил примерно одну пятую от общего объема импорта угля в Китай, при этом рост сухопутного и морского импорта рос такими же темпами, отметил Лещински.

«Объемы импорта угля по суше растут, но примерно так же быстро, как и объемы импорта угля по морю», — сказал Лещинский, отметив, что в целом этот год был исключительно позитивным для импорта угля в Китай.