Кто поможет российской стали
Из исследования компании «Северсталь», с которым ознакомился MetallPlace.ru, следует, что по итогам III квартала машиностроительная отрасль остается одним из немногих сегментов экономики, где наблюдается рост потребления металла. По данным компании, за прошедший квартал спрос на сталь в этой отрасли возрос на 2,3% по сравнению с предыдущим годом и достиг отметки в 1,2 миллиона тонн.
В III квартале специалисты «Северстали» зафиксировали также максимальную загрузку ключевых предприятий в железнодорожном машиностроении, что предполагает, что они будут поддерживать высокие уровни потребления черного металла до конца года. Из обзора также следует, что сталевары ожидают сохранения высокого спроса на сталь в автомобильной промышленности, в том числе благодаря увеличению производства на заводе АвтоВАЗ.
Но несмотря на положительную динамику потребления металла в некоторых отраслях, ситуация с потреблением на внутреннем рынке в целом для металлургов остается непростой. По данным «Северстали», в III квартале потребление стали в России сократилось на 9,2%, достигнув отметки в 10,8 млн тонн. Одна из основных причин - затяжной период высоких ставок на рынке, что привело к сокращению возможностей финансирования инвестиционных проектов. Кроме того, спрос на сталь пострадал от отсрочек в осуществлении проектов, связанных с инфраструктурой. «Производители стали в России переживают непростые времена, которые обусловлены преимущественно высокими процентными ставками на рынках капитала и охлаждением спроса со стороны строительной отрасли в связи с отменой программы стандартной льготной ипотеки. При такой негативной конъюнктуре некоторое оживление спроса со стороны машиностроительного сектора не сможет переломить тренд, в связи с чем мы ожидаем снижение потребления стали по итогам 2024-2025 гг. на 3-5%. Средняя цена на сталь по итогам 2024 г., по нашим прогнозам, составит 650-670$/т в силу стагнации мировой экономики и слабых показателей в секторе недвижимости», - подтверждает негативные тренды на стальном рынке управляющий директор рейтингового агентства НКР Дмитрий Орехов.
«Мы оцениваем металлопотребление в машиностроении в III кв. 2024 г. в 1,2 млн т. Основным драйвером можно назвать сектор железнодорожного машиностроения, сейчас в ключевых предприятиях этого сегмента наблюдается высокая загрузка. Кроме того, в конце года мы ожидаем продолжения роста спроса на фоне роста производства легковых, грузовых и коммерческих автомобилей, сохранения высокой загрузки производителей вагонов и вводу новых производств бытовой техники», - приводят данные в «Северстали». Ухудшение условий кредитования на фоне повышения ключевой ставки приводит к распродаже складских запасов металлотрейдеров и снижению промежуточного потребления металлопроката на внутреннем рынке, поэтому в 3 квартале спрос упал на 9,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, за 9 месяцев – на 2,7%. В строительстве на спрос сейчас влияет, прежде всего снижение доступности кредитов и урезание льготных ипотечных программ, т.к. фундаментально спрос на жилье у населения, а у бизнеса на развитие - есть. Соответственно, перелом в текущем падении спроса может произойти благодаря смягчению кредитно-денежной политики. Еще один драйвер в этой сфере – интенсивность финансирования нежилого и инфраструктурного строительства, признают в компании.
Металлопотребление на рынке России по итогам в 2024 г. оценивается в 43,70 млн тонн, что на 5,7% ниже показателя 2023 года. Драйвером останется машиностроение за счет сохранения высоких темпов потребления в сегментах автомобилестроения и ж/д машиностроения. В строительной отрасли ожидается дальнейшее снижение потребления – в связи с завершением строительного сезона, а также торможением объемов строительных работ на фоне очередного этапа повышения ключевой ставки. Ощутимое падение спроса пришлось на второе полугодие в связи с высокими запасами, накопленными потребителями и переработчиками металлопроката в первом полугодии, и отсутствием достаточного конечного спроса. Основные факторы ограничения спроса во 2 полугодии 2024 г: высокий уровень ключевой ставки на протяжении длительного периода и, как следствие, ограничение финансирования, перенос сроков реализации проектов (главным образом инфраструктурного и нежилого строительства), ожидают в «Северстали».
В текущих экономических условиях, с учетом экспортных пошлин, с учетом слабой цены на экспорт, высоких транзакционных издержек и логистических ограничений, продажи на российском рынке для нас более приоритетны. Однако, в условиях снижения емкости внутреннего рынка, учитывая нашу низкую себестоимость производства, мы сможем дополнительно перенаправить часть продукции на экспорт. Около 80% продукции мы планируем продать на внутреннем рынке, а 20% будем вынуждены экспортировать из-за снижающегося спроса в России на рынки стран Ближнего зарубежья, а также, Юго-Востока - Северной Африки и Азии, рассказывают в металлургической компании.
«На цены на сталь на мировом рынке существенное влияние оказывает Китай, на который приходится около половина всего мирового производства стали. В Китае наблюдается кризис в строительном секторе, который является одним из ключевых потребителей металлопродукции в стране. Из-за сниженного потребления со стороны строительного сегмента китайские производители стали перенаправляют металлопродукцию на экспортные рынки, что оказывает давление на мировые цены на сталь. В конце сентября власти Китая объявили о масштабных мерах поддержки строительного сегмента, в результате чего в первой половине октября наблюдался рост цен на сталь в Китае и ожидание оживления внутреннего спроса, а соответственно, и снижения давления экспорта на мировые цены. Тем не менее, ряд экспертов назвал меры китайских властей по поддержке строительной отрасли слабыми и постепенно на рынок Китая снова вернулось разочарование, несмотря на продолжающиеся дискуссии о необходимости введения дополнительных мер по стимулирования спроса на сталь. В то же время, при текущих ценах на сталь китайские производители работают в убыток или в лучшем случае на грани безубыточности. Поэтому в долгосрочной перспективе ситуация не может сохраняться в ее текущем виде. В случае спроса на сталь ключевая неизвестная - Китай. Какие еще стимулы будут введены, как быстро закроются нерентабельные заводы - от этого сильно зависят мировые цены на сталь», - описывают ситуацию на рынке в «Северстали».
Российские металлурги столкнулись с несколькими вызовами, заключает независимый эксперт в области финансов и инвестиций, автор канала «Тихие деньги» Константин Новик: высокий уровень ставок и макропруденциальные меры Банка России ограничивают кредитную активность компаний и потребительский спрос, что отражается на общем потреблении; под давлением оказался рынок стройки и строителям логично сократить объем работ и отказаться от проектов, которые находятся на ранней стадии; Китай пока не показал успехов в борьбе с замедлением экономики и местные металлурги перенаправляют продукцию на экспорт, что отрицательно влияет на мировые цены.
Обсудили с отраслевыми экспертами, как дальше будет меняться динамика спроса и потребления на рынке черных металлов, какую роль в формирующихся трендах на рынке играет ситуация в строительной отрасли и что будет с ценовой конъюнктурой на рынке.
Директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Роман Андреев:
«Снижение потребления металла на внутреннем рынке по итогам III квартала и 9 месяцев текущего года связано с общем трендом на замедление экономической активности, необходимым для замедления темпов инфляции, с которой сейчас усиленно борется государство. Среди основных средств, которые использует государство для охлаждения экономики, стоит выделить ужесточение денежно-кредитной политики, сокращения ряда субсидий (в том числе и льготных ипотечных программ), более сдержанный подход в части увеличения расходов бюджета, где это уместно. Строительная отрасль всегда была крупным потребителем стали, поэтому сокращение продаж у жилищных девелоперов в настоящий момент на фоне отмены безадресных льготных ипотечных программ и роста ипотечных ставок не могло не отразиться на планах застройщиков и потреблении металла. В перспективе до середины следующего года, а может и дольше, не ожидается начала цикла снижения ключевой ставки ЦБ РФ, что ставит под сомнение возвращение спроса на недвижимость со стороны «ипотечных» покупателей. Высокая ставка заимствования также оказала влияние на планы промышленности по совершению капитальных инвестиций. В связи с вышеперечисленными факторами не стоит ожидать восстановления спроса на сталь в 4 квартале текущего года.
При анализе цен на сталь не стоит проводить прямые параллели с драгоценными металлами, т.к. там также имеется инвестиционный и ювелирный спрос, которые оказывают влияние на цены. Другие цветные металлы за исключением драгоценных потребляются преимущественно промышленностью, поэтому спрос на них сильно коррелирует с темпами роста экономики. Что касается мировых цен на сталь, то стоит отметить, что последние годы они находились под давлением и ближайшие перспективы не выглядят позитивными из-за слабости строительной отрасли в Китае и неуверенности относительно темпов роста ВВП в ряде других экономически крупных стран».
Начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ», к.э.н. Олег Абелев:
«Снижение потребления металла связано с несколькими причинами. Здесь не только большие запасы у потребителей, но и довольно существенное снижение спроса из-за увеличения транзакционных издержек на доставку металла. Снижение количества проектов, связанных с ипотекой, снижает спрос со стороны девелоперов, отказывающихся от возведения новых объектов. А это снижает спрос девелоперов на металлические конструкции, которые используются в строительстве.
В IV квартале возможно будет рост спроса на металлическую продукцию, многие проекты девелоперам нужно завершать до конца года и ввести их в строй.
Многие потребители, опасаясь дальнейшего увеличения отпускных цен на металлургическую продукцию, запасы увеличивали. Но не думаю, что увеличение запасов – это основная причина снижения потребления. Гораздо более важной причиной является снижение спроса на металлургическую продукцию со стороны крупных потребителей. Даже если спроса нет, потребители не будут задействовать свои запасы.
На глобальном рынке цены на уголь и сталь находятся в боковом состоянии. Был период до этого, когда они существенно корректировались. Пока они остаются в боковом нисходящем тренде. И пока они в таком тренде в обозримом будущем останутся».
Инженер ООО НПФ «ТЕХСМАРТ» Айдар Газизов:
«Для оценки текущего потребления черных металлов в машиностроении можно ориентироваться на значительный спрос, несмотря на общее замедление. Машиностроительная отрасль остается ключевым драйвером в металлопотреблении России, и ее вклад оценивается примерно в 20-25% от общего потребления черных металлов. На 2025 год ожидается умеренный рост спроса, поскольку машиностроение поддерживается программами локализации производства и развитием отдельных сегментов, таких как транспортное и военное машиностроение, а также улучшением внутреннего спроса на спецтехнику, военную технику и оборудование.
Снижение спроса на металл в РФ связано с рядом факторов. Высокие запасы на складах, накопленные в начале года, ограничили необходимость в дополнительных закупках, особенно на фоне нестабильного конечного спроса. Строительная отрасль, которая является значимым потребителем металлопроката, также оказала серьезное влияние. Замедление в строительстве, особенно в связи с сокращением и ужесточением программ ипотечного кредитования, привело к сокращению новых проектов, что снизило потребность в металле в этом сегменте.
По итогам IV квартала полностью отыграть падение спроса будет сложно, однако частичное восстановление возможно благодаря машиностроению и ряду других отраслей. Например, транспортное машиностроение и некоторые виды инфраструктурных проектов могут поддержать потребление. Однако строительство и ЖКХ, скорее всего, продолжат уменьшать потребление.
Учитывая накопление запасов на складах и низкий конечный спрос, ожидается определенное сокращение объемов производства стали в России. Точные объемы зависят от уровня складских запасов и контрактов, но сокращение на уровне 5-10% кажется возможным, чтобы снизить операционные затраты и удержать рентабельность. В то же время возможности экспорта стали на внешние рынки сейчас ограничены. Китай, который является крупнейшим импортером, также снижает потребление на фоне замедления темпов стройки, что приводит к насыщению и росту конкуренции на глобальном рынке стали.
На глобальном рынке цены на сталь подвержены волатильности, усилившейся на фоне геополитической напряженности и изменений спроса со стороны крупнейших импортеров. В последние месяцы наблюдалась нестабильность на фоне изменений в Китае и США. Ожидается, что до конца года цены будут колебаться, с некоторой стабилизацией к первому кварталу 2025 года.
Работа на склад и снижение экспорта сдерживают рентабельность металлургических компаний. Логистика и сложные условия на экспортных направлениях, наряду с неблагоприятной ценовой конъюнктурой, приводят к повышению затрат, тогда как продукция, оставшаяся на складах, блокирует оборотные средства, что также создает финансовое давление».
Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров:
«Машиностроительная отрасль России потребила 1,2 млн тонн стали в III квартале 2024 года при общем потреблении в стране в размере 10,8 млн тонн. Поэтому на машиностроение приходится около 11% общего потребления стали в стране. При этом нужно учитывать, что именно машиностроение на фоне роста расходов на оборону явилось основным драйвером стимулирования спроса на сталь в 2024 году, так как и строительство и энергетика показали снижение потребления стали в 2024 году. Полагаем, что в 2025 году ситуация со спросом на сталь в машиностроении может ухудшиться и может произойти снижение потребления год к году.
Основным потребителем стали является стройка, на которые приходится около 77% общего потребления стали в России. В связи с тем, что в строительстве произошло падение спроса на сталь в 2024 году, это оказало негативное влияние на общее потребление стали в России. Сворачивание льготной ипотеки, высокие процентные ставки оказывают и будут оказывать негативное влияние на объемы строительства и соответственно на объемы потребления стали.
Очень маловероятно что в IV квартале может произойти тенденция по повышению спроса на сталь, так как традиционно IV и I кварталы года являются слабыми в плане потребления из-за сезонности. Скорее всего в IV квартале продолжится снижение спроса на сталь.
Стальные компании будут пристально следить за динамикой запасов и в случае избыточного их накопления, будут вынуждены снизить производство металла.
Значительного потенциала нарастить поставки на экспорт не существует, так как экспортные рынки в текущей ситуации достаточно насыщены объемами. Вероятно, есть какая-то возможность увеличить экспорт в каких-то нишах, скажем в экспорте чугуна, на который до недавнего времени были наложены экспортные пошлины и это сдерживало экспорт в 2024 году.
В текущих условиях определяющим фактором является ликвидность. Поэтому если производителю с высокими складскими запасами не совсем рентабельно гнать на экспорт какие-то объёмы, он все равно вынужден будет это делать, так как никто не отменял его обязательств обслуживать свою долговую нагрузку, которая в текущих условиях становится обременительной в силу высоких процентных ставок».
Независимый промышленный эксперт, доктор экономических наук Леонид Хазанов:
«Спад спроса на сталь обусловлен завершением строительного сезона 2024 года, высокой ключевой ставкой, устанавливаемой Банком России, и ожидаемым сокращением закладки новых зданий в 2025 году: после прекращения действия государственной программы льготной ипотеки девелоперы похоже уже стали уменьшать заказы на стальную продукцию. Одновременно идет торможение выпуска автомобилей в России, обусловленное активностью поставщиков из Китая. Поэтому по итогам 2024 году потребление стали может просесть на 10-12% до 40-41 млн тонн, в 2025 году (если ситуация не изменится) - минимум на 5-7% до 37-38 млн тонн.
Конечно, металлургические компании попытаются отыграть слабость внутреннего рынка расширением экспорта, однако их возможности для его роста будут ограничены вследствие жесткой конкуренции с китайскими игроками, отличающимися гибкой сбытовой политикой. Да и готовы купить нашу сталь далеко не везде, только в Азии, Африке и Латинской Америке в объемах, сравнительно скромных по сравнению с поставками в Европейский Союз в досанкционные времена. И можно с полным основанием в 2025 году ждать информации о падении производства стали, маскируемой в отчетности под видом "временного снижения выплавки из-за проведения ремонтных работ" или чего-то в подобном духе».
Главный стратег управляющей компании «Вектор Капитал» Максим Худалов:
«Промышленное машиностроение традиционно потребляло от 4 до 55 млн тонн, и по результатам прошлого года можно предположить, что она достигла своего пика. Однако в текущем году ожидается спад, и все указывает на то, что объемы не достигнут 5 млн тонн, а скорее будут еще ниже. Причина этого кроется в том, что обновление производственных мощностей и складских помещений, проведенное машиностроительными предприятиями в прошлом году, теперь уже не требуется. Кроме того, производство машиностроительной продукции, по крайней мере в открытом сегменте, не демонстрирует значительного роста. Да, наблюдаются попытки возрождения отрасли, но пока что это ограничивается сборкой комплектующих, которые не требуют масштабного производства. Увеличивается спрос на вагоны, поскольку пробег сложных составов возрос, что потребовало расширения сети составов. Однако, учитывая текущую политику РЖД и очевидное сокращение перевозок угля, этот сегмент, вероятно, постепенно уменьшится. Таким образом, пока нет видимых объемов в машиностроении, способных поддержать спрос на стальную продукцию.
Нефтяная промышленность также сокращает инвестиции, что приводит к значительному падению потребления металла в данной сфере. И этот спад будет продолжаться. В текущей ситуации, когда ипотека стала практически недоступной, ожидать поддержки темпов потребления стали от строительной отрасли не приходится.
В IV квартале мы не можем рассчитывать на восстановление рыночной конъюнктуры, скорее нам предстоит столкнуться с ухудшением условий. Помимо этого, наблюдается снижение объемов экспорта, которое за девять месяцев упало на около 20-22% по сравнению с показателями прошлого года. Это можно объяснить тем, что в 2020-2023 годах из-за особого спроса, вызванного землетрясением в Турции, потребность в дополнительных объемах стали возрастала для восстановления после стихии. Однако в этом году у наших соседей не было подобных чрезвычайных ситуаций, что привело к снижению ажиотажа и спроса. К тому же, Китай значительно увеличил производственные мощности своей сталелитейной отрасли, если в прошлом году он экспортировал 90 миллионов тонн стали, то в текущем году этот показатель, вероятно, превысит 100 миллионов тонн. Это не приносит оптимизма, ведь даже падение цен и уменьшение курса рубля не дают металлургическим предприятиям возможности функционировать в полном объеме.
Можно предположить, что объем производства стального проката в текущем году не превысит 70 млн тонн, что является снижением по сравнению с 76 млн тонн в прошлом году. Это уменьшение является значительным в сравнении с результатами 2021 и 2023 годов. На данный момент не наблюдается никаких признаков восстановления. К тому же, финансовая политика, направленная на ограничение кредитного спроса, будет продолжаться в течение длительного времени.
В условиях финансирования строительства через эскроу-счета и проектное финансирование, не стоит ожидать гибкости от строителей. В итоге, общая картина может быть не особенно приятной».