Восточный экономический форум: азиатские перспективы российского металла

Ключевым экономическим и политическим событием прошедшей недели стал Восточный экономический форум, который в девятый раз состоялся в Владивостоке. Традиционно, на мероприятии собрались экономические и бизнес-лидеры из разных стран. Как и в прошлом году, в свете геополитического кризиса, преимущественно это были представители дружественных России экономик из Азии, Африки и Латинской Америки. Особую значимость имели делегации из Китая и Индии на фоне глобального разворота российской экономики на восточные рынки.

Китайский бизнес заинтересован в кооперации с российскими технологическими компаниями, в свою очередь Россия готова изучать опыт китайских партнеров в создании технопарков. Китайские «Фанюань констракшн групп» и «Дацзин констракшн групп» инвестируют 4,7 млрд руб. в проекты по созданию в Приморском крае завода стройматериалов, жилого комплекса и культурно-туристического комплекса с гостиницами. Китай и Россия будут реализовывать совместные проекты по развитию Северного морского пути. Мьянма может запустить систему бартерной торговли с Россией, чтобы противостоять санкционному давлению. И это лишь небольшая часть повестки.

Невозможна активизация разворота российской экономики на восток и без металлургической отрасли, традиционно ставшей одним из ключевых участников ВЭФ. Основные вопросы в части российско-азиатской торговли в металлургии и металлоемких производствах, которые поднимались в ходе форума, коснулись логистических «узких мест», санкционного давления на контрагентов, в том числе с точки зрения возможности проведения платежей, насыщения российского и новых партнерских рынков продукцией высокого передела и потенциалом СП и локализаций.

При этом, что касается внутреннего рынка металлов, его перспективы пока остаются неопределенными. «За 2024 год российские металлурги могут произвести стали примерно 70-75 млн т, что в целом соответствует уровню прошлого года. Сильное давление на спрос внутри страны оказывают высокая стоимость денег в экономике в целом, а также сворачивание льготных ипотечных программ, что стало причиной снижения темпов вывода новых проектов многоквартирного жилья на рынок. В то же время спрос со стороны ВПК, индивидуального жилищного и инфраструктурного строительства оказывают поддержку сталеплавильной отрасли РФ. Слабый спрос на мировых рынках потребления черных металлов, снижение мировых цен, желание китайских металлургов существенно нарастить экспорт стали, укрепление рубля ограничивают экспортные возможности российских металлургов. В связи с отсутствием видимых драйверов роста цены и спроса, неопределённая ситуация на металлургическом рынке может сохраниться и в 2025 году», - описывает ситуацию в отрасли управляющий директор рейтингового агентства НКР Дмитрий Орехов.

Разобрали перспективы российских металлургов на азиатских рынках и наоборот с отраслевыми экспертами, финансистами, юристами и экономистами.

Как довезти металл на Восток: во сколько на текущий момент можно оценить дефицит провозных мощностей РЖД и дефицит портовых мощностей для отправки промышленных грузов на азиатские рынки, какие сроки и какие инвестиции еще могут понадобиться для решения проблемы логистических «узких мест», есть ли для промышленных, в частности, металлургических, грузов, альтернативные транспортные возможности для поставки грузов на новые рынки?

Эксперт экономического факультета РУДН Гордеев Олег:

«На текущий момент существует заметный дефицит как провозных мощностей РЖД, так и портовых мощностей для отправки промышленных грузов, включая металлургическую продукцию, на азиатские рынки. В зависимости от сезона и направления нагрузок, нехватка может варьироваться от 20% до 30%. Для решения этой проблемы потребуется инвестировать в модернизацию инфраструктуры, увеличение количества грузовых вагонов и развитие портовой логистики. Оценки инвестиций могут носить миллиардный характер, однако точные суммы требуют более детального анализа.

Альтернативные способы транспортировки, такие как автомобильный и водный транспорт, становятся более актуальными, особенно по направлениям, где железнодорожная инфраструктура ограничена. Однако эти способы менее рентабельны из-за большей продолжительности и транспортных расходов».

Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров:

«Развитие транспортировки грузов по северному морскому пути вероятно сможет стать достойной альтернативой железнодорожным перевозкам на восточном направлении».

Генеральный директор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров:

«Что касается мощностей терминалов, то на самом деле у нас не наблюдается дефицита, а, наоборот, серьезный профицит, особенно в отношении угольных терминалов. Терминалы НТК на Дальнем Востоке работают не в полную силу, как и множество других терминалов, включая экоугольный терминал, который тоже оказывается избыточным по сравнению с конкурентоспособностью в Китае. В целом ситуация с универсальными грузами выглядит вполне удовлетворительно, хотя есть определенные трудности по специализированным терминалам, например, по тонким удобрениям и зерну.

Что касается пропускной способности РЖД, то проблемы здесь все же существуют, особенно из-за масштабного строительства на Восточном полигоне, где объемы финансирования в этом году значительно увеличились. Основной трудностью остаются кадровые вопросы: нехватка локомотивных бригад и персонала на станциях. Это приводит к тому, что грузоперевозки снижаются из-за отсутствия рабочих рук, поскольку РЖД не может конкурировать по зарплатам. Российские железные дороги теряют свою конкурентоспособность, и владельцы грузов вынуждены искать альтернативные способы доставки».

Главный стратег управляющей компании «Вектор Икс» Максим Худалов:

«В настоящее время в восточном направлении наблюдается высокая загрузка, и мы сталкиваемся с множеством остановленных поездов, которые не успевает обрабатывать принимающая сторона. Поэтому контейнерные перевозки всегда имеют приоритет, что позволяет металлургам, особенно черной и цветной металлургии, избегать серьезных проблем с логистикой в Дальнем Востоке, поскольку их грузы обрабатываются быстрее, чем уголь.

Существуют и альтернативные маршруты. Например, мост Нижнеленинская -Тунзиан и автомобильные переходы, но их популярность невысока. Автомобильные перевозки эффективны на коротких расстояниях, но пограничные переходы с Китаем расположены в слаборазвиваемых западных районах России, где автотранспорт не столь привлекателен.

Основными средствами транспортировки остаются железные дороги, направляющиеся в порты, откуда грузы отправляются в Китай. Для металлургической продукции не существует жесткой привязки к определенным маршрутам, так как никель и медь могут легко отгружаться из Мурманска по обходным путям».

Как расплатиться с контрагентами: какие на текущий момент существуют наиболее безопасные и рентабельные способы проведения трансграничных финансовых операций между российскими и азиатскими контрагентами, какие санкционные риски при осуществлении таких транзакций возникают для сторон, как можно их избежать?

Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов:

«Проведение трансграничных операций между российскими и азиатскими контрагентами с участием финансовых институтов США, ЕС и Великобритании в настоящий момент затруднено, так как указанные юрисдикции ввели секторальные санкции в отношении российского металла. При чем, финансовое учреждение, вероятно, откажет в проведении операции, даже если фактически она осуществляется исключительно в рамках российско-азиатского контура. Исходя из политики внутреннего комплаенса или в силу прямого указания, как, например, в США, финансовые институты могут оценивать сделку так, как если бы она осуществлялась в условиях, где соблюдение законодательства указанных государств было бы обязательно.

Осуществление сделок возможно при осуществлении расчетов в “дружественных” валютах (например, в батах, юанях) с участием банков дружественных государств. Однако, это не является панацеей. Например, риск для банков из дружественных государств представляет платеж, в цепочке которого присутствует подсанкционное в США лицо, например, российский подсанкционный банк. В таком случае банк рискует введением в отношении него вторичных санкций. Оказаться без европейских партнеров рискуют также иностранные банки, проводящие платежи с подключением к СПФС».

Экономист Дмитрий Полусуров:

«После введения США в декабре 2023 г. вторичных санкций, комплаенс-процедуры банков Китая и Турции продолжают ужесточаться. Уход от доллара и переход к расчетам в национальных валютах, как выясняется, не обеспечивает долгосрочного решения. Банки уже второго и третьего эшелонов стали отказываться принимать платежи из России и делят свою валюту на “чистую” и “грязную”. На Восточном экономическом форуме ситуацию с трансграничными переводами прокомментировал глава МСП Банка Иван Подберезняк: “Мы сделаем инфраструктурное решение — его могут закрыть через какое-то время, сделаем другое — тоже закроют; будет там цифровой рубль или цифровой юань, это не так важно. Надо смотреть в корень проблемы».

Решением может стать параллельный клиринг. Придется как можно быстрее пройти все стадии принятия неизбежного и признать, что самый безопасный способ - отсутствие фактического трансграничного движения денег, что не является препятствием для товарооборота. Если платежей нет, то и их нельзя найти и использовать против контрагентов. Исторически денежное обращение возникло только потому, что бартер не удобен. Как только в экономике появилось более двух товаров, сразу возникла потребность в неком общепризнаваемом защищенном промежуточном активе для опосредования множественного товарооборота. В условиях ухудшающейся ситуации с прохождением платежей актуальность бартерных схем предстает в новом свете. Казалось бы, что нового тут можно предложить? Посмотрим на механику расчетов при биржевой торговле. Расчеты происходят не напрямую между участниками торгов, а опосредованно через клиринговый центр, являющийся центральным контрагентом для всех участников. Аналогичные клиринговые механизмы можно создать и для обычного товарооборота.

Для устранения проблемы трансграничных платежей эта цепочка должна быть разомкнута в пространстве и времени на три составляющие (на примере Китая):

1) расчеты в рублях внутри России между российскими экспортерами и импортерами, с одной стороны, и российским клиринговым центром, с другой стороны,

2) расчеты в юанях внутри Китая между китайскими экспортерами и импортерами, с одной стороны, и китайским клиринговым центром, с другой стороны,

3) расчеты между национальными товарными клиринговыми центрами - произойдут после отмены вторичных санкций.

И что в результате? В результате российский экспортер вместо получения юаней или рублей от китайского импортера получает рубли от российского клирингового центра. Китайский импортер вместо выплаты юаней или рублей российскому экспортеру, платит юани китайскому клиринговому центру. Российский импортер вместо выплаты юаней или рублей китайскому экспортеру платит рубли российскому клиринговому центру. Китайский экспортер вместо получения юаней или рублей от российского импортера получает юани от китайского клирингового центра. Превышение стоимости российского экспорта над китайским импортом снижает рублевое сальдо российского клирингового центра и увеличивает юаневое сальдо китайского и наоборот. Поскольку количество внешне-торговых каналов значительно сократилось, и основная торговля ключевыми товарами на неопределенный срок сосредоточилась по направлениям Китай-Индия-Турция, то имеет смысл подумать над созданием такой инфраструктуры параллельного клиринга, которая не требует больших инвестиций и проста в реализации».

Эксперт экономического факультета РУДН Гордеев Олег:

«На данный момент существует несколько путей для безопасного проведения трансакций между российскими и азиатскими контрагентами. Одним из наиболее безопасных способов являются расчеты в юанях или индийских рупиях, что снижает риски, связанные с санкциями против долларов и евро. Тем не менее, потребуется учитывать новые санкционные риски, которые могут возникнуть на конкретных этапах расчетов. Чтобы их минимизировать, компании могут использовать схемы с третьими странами для обхода санкций или осуществлять сделки через банки, которые не подпадают под санкции. Кроме того, сейчас активно используется инструмент работы на встречных потоках. Когда у компании есть счета в собственной стране и стране импортера, тем самым нет необходимости осуществлять международный переводы, клиент производит оплату на счёт в банк собственный страны по актуальному курсу банка экспортера».

СП или локализация: достаточно активно ведется риторика по росту уровня локализации китайского автопрома в России. Какие существуют перспективы по локализации азиатского металлургического производства в России или российского металлургического производства в дружественных азиатских странах с точки зрения санкционных рисков, если такие риски сохраняются, то преимущественно для какой стороны и как можно их избежать?

Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов:

«При локализации азиатского металлургического производства в России риски возникают, прежде всего, у производителя. Во-первых, ограничивается рынок сбыта такой продукции, так как она будет считаться металлом и металлургической продукцией российского происхождения и, следовательно, на нее будут распространяться санкции США, ЕС и Великобритании, а ряд контрагентов может отказаться от ее приобретения исходя из внутренней оценки рисков. Во-вторых, осуществление деятельности в металлургическом секторе РФ является основанием введения блокирующих санкций США, а также может быть рассмотрено как ведение бизнеса в секторе экономики, приносящем существенный доход для целей введения санкций в РФ».

Эксперт экономического факультета РУДН Гордеев Олег:

«Рост уровня локализации китайского автопрома в России может послужить примером для металлургической отрасли. Перспективы локализации производства в России или в дружественных азиатских странах зависят от множества факторов, включая наличие сырья, технические возможности и затраты. Санкционные риски могут сохраняться для обеих сторон, особенно если используются изделия, попадающие под ограничения. Наиболее грандиозные риски, как правило, касаются компаний, которые поддерживают прямые связи с западными брендами».

Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров:

«На наш взгляд, создание (локализация) как металлургических российских производств в азиатских странах, так и локализация азиатских производств в России маловероятна, так как экономика таких производств будет несостоятельной и неконкурентной».

Слябы или высокий передел: какие товары российского металлургического производства востребованы на китайском, индийском рынках и рынках ЮВА, есть ли потенциал для реализации на этих рынках продукции высокого передела или эти рынки заинтересованы в полуфабрикатах, маржинальна ли для российских металлургов в таком случае торговля с этими регионами?

Эксперт экономического факультета РУДН Гордеев Олег:

«Спрос на российскую металлургическую продукцию на китайском и индийском рынках остается высоким, особенно в сегментах стали, алюминия и других легких металлов. Потенциал для реализации продукции высокого передела зависит от особенностей рынка: китайские и индийские производители могут быть заинтересованы как в сырье, так и в конечной продукции, если это будет выгодно. Маржинальность торговли на этих рынках может быть высокой, особенно в случае больших объемов поставок».

Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров:

«На сегодняшний момент российские металлурги поставляют в основном полуфабрикаты на рынки Азии, за исключением Китая и Кореи. Не всегда такие поставки являются рентабельными».

Китайская сталь для российского рынка: какие товары азиатских металлургов могут быть востребованы на российском рынке и не создают ли они рисков для российских производителей?

Независимый промышленный эксперт, доктор экономических наук Леонид Хазанов:

«Все виды металлопродукции, выпускаемые в КНР, производятся в России, и, казалось бы, здесь они не нужны. На самом же деле это далеко не так, например, на Дальний Восток проще и дешевле завозить оцинкованный прокат из Китая, нежели тащить его из Европейской части России или с Южного Урала.

Еще интереснее обстоит ситуация с метизами и нержавеющей сталью: их выпуск в России не полностью удовлетворяет спрос, поэтому их приличные объемы импортируются из КНР и снижение зависимости от их ввоза пока незначительное.

Риски же поставки из Китае бесспорно создают, но проблема в том, что отечественные предприятия не всегда могут конкурировать с игроками из КНР и предложить сходный спектр продукции и выгодные для российских потребителей цены».

Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров:

«Продукция азиатских металлургов всегда являлась риском для отечественных металлургов, тем более что российские металлурги в состоянии производить всю необходимую номенклатуру металлургической продукции».

Эксперт экономического факультета РУДН Гордеев Олег:

«На российском рынке могут быть востребованы определенные товары азиатских металлургов, такие как высококачественная сталь или специализированные легированные металлы. Однако эти поставки должны учитывать риски для российских производителей. Конкуренция с азиатскими товарами может приводить к снижению цен на внутреннем рынке, что может угрожать финансовому положению российских компаний».

Основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников:

«Азиатские металлурги, особенно китайские и южнокорейские, могут предложить широкий спектр стальных изделий, включая листовую сталь, профили, трубы и другие конструкционные элементы. Это может быть востребовано в российской строительной и машиностроительной отраслях. Азиатские производители, такие как китайские и индийские, могут предложить алюминиевые слитки, листы, профили и другие изделия. Это может быть востребовано в российской автомобильной, авиационной и упаковочной отраслях. Азиатские производители, такие как китайские и японские, могут предложить медные слитки, листы, проволоку и другие изделия. Это может быть востребовано в российской электротехнической и строительной отраслях. Азиатские производители, такие как китайские и индийские, могут предложить цветные металлы, такие как никель, хром, молибден и другие. Это может быть востребовано в российской автомобильной, авиационной и химической отраслях. Азиатские производители, такие как японские и южнокорейские, могут предложить специальные стали и сплавы, такие как высокопрочные стали, нержавеющие стали и титановые сплавы. Это может быть востребовано в российской энергетической, нефтехимической и аэрокосмической отраслях.

 Риск для российских производителей очевиден: высокая конкуренция по ценам и качеству может привести к потере доли рынка.

Российским производителям необходимо быть готовыми к конкуренции и предпринимать меры для защиты своих интересов и развития своей конкурентоспособности. Чтобы минимизировать риски, российским производителям рекомендуется улучшить качество и конкурентоспособность своих продуктов, разнообразить свою продукцию и предложить специализированные продукты, развивать сотрудничество с азиатскими металлургами для обмена технологиями и опытом, увеличить инвестиции в исследования и разработки для создания новых продуктов и технологий, принимать меры по защите интеллектуальной собственности и предотвращению контрафакта».

И что в итоге? В итоге, наилучшие перспективы у российских металлургов на российском рынке.

Главный стратег управляющей компании «Вектор Икс» Максим Худалов:

«К сожалению, продукция высокого передела, как и прежде, остается недоступной для экспортирования на европейские рынки, и, в общем-то, на азиатских рынках ситуацией не лучше.

Говоря о прибыльности в данном сегменте, можно сказать, что мы, вероятно, работаем на грани нуля. Однако, как уже обсуждалось, для металлургической отрасли это обычное дело, поскольку основной доход для российских металлургов приходит с внутреннего рынка, который является наиболее выгодным. Внешние рынки традиционно используются для увеличения загрузки производственных мощностей.

Что касается продукции азиатского металлургического сектора, то наибольшая потребность у нас в нержавеющем прокате, который в основном поступает из Китая. Ранее мы приобретали продукцию у японских производителей, но теперь понимаем, что качество китайской стали значительно выросло. Примерно 60-70% нержавеющего плоского проката поступает именно из Китая, а также часть из Индии. Все другие виды проката мы можем производить самостоятельно.

С учетом избытка нашего производства, спрос на прокат отсутствует. Однако цветной прокат действительно необходим, так как мы испытываем его нехватку. Мы продолжаем ввозить трубки, медные и алюминиевые листы, уголки, хотя являемся нет-экспортерами этой продукции. Мелкие крепежные изделия, такие как винты и гайки, также все еще поступают из Китая, и пока нет перспектив создания подобного производства в России».