Невыездной уголь

На фоне эмбарго цен на нефть и диверсии на ветках «Северного потока-2», ставшими центральными темами на состоявшейся недавно «Российской энергетической неделе», практически незаметными остались проблемы угольной промышленности. Хотя им была посвящена целая сессия на деловом мероприятии. И основная проблема, с которой сталкивается сегодня угольная отрасль,  -  это логистика. Российский уголь нужен на мировых рынках, его готовы покупать в Азии. Но он не может попасть к свои потенциальным потребителям просто потому, что ему не на чем ехать и, кажется, логисты и не слишком в этом заинтересованы, ведь есть более дорогие грузы, которые нагружают провозные мощности меньшими объемами продукции.

О том, что сейчас происходит на российском рынке угля и куда это уголь так хочет уехать, попытались разобраться в нашем материале.

По итогам 2021 года в России было произведено 450 млн тонн угля: 100 млн тонн коксующегося и 350 млн тонн  -  энергетического. Из них порядка 50 млн тонн энергоуглей поставлялись в Европу. Около 8 млн тонн коксующегося угля покупала Украина. Но все эти рынки теперь закрыты для российского угля. «Возможно, в следующем году удастся отыграть около 20 млн тонн энергоуглей для европейского рынка за счет по сути махинаций с фрахтом, -  допускает промышленный эксперт Максим Шапошников, - но это не сыграет большой роли, тем более, что ограничения для фрахтовиком могут быть в любой момент ужесточены».

По итогам 2022 года производство может снизить при мерно на 12%: минус 10 млн тонн коксующегося и минус 40 млн тонн – энергетического. К 2023 году производство может снизиться до 340-370 млн тонн. Те не менее, это огромные объемы угля, которые необходимо реализовывать. Остается лишь вопрос, как это сделать в условиях повсеместных ограничений на российские энергоносители и нарушенных логистических цепочек? В таких условиях российские угольщики, как и другие отрасли промышленности, переориентируются на восток. И, казалось бы, есть азиатские рынки, заинтересованные в российских углях, но предприятия попросту не могут их туда поставить. Почему? Отсутствует достаточное количество логистических мощностей в восточном направлении .А те мощности, что есть и те новые 14 млн тонн грузов, которые должны появиться по итогам текущего года,  в приоритетном порядке отдаются более дорогим грузам  -  нефти и удобрениям, отмечает Максим Шапошников. В итоге угольщики вынуждены работать на склад. Подробнее о проблемах «Восточного полигона» мы писали в материале «Доедут ли металлы на Восток».

И если кажется, что проблема логистики для угля преувеличена, то это кажется. В качестве доказательства можно посмотреть на динамику поставок российского угля в Индию. Так, с мая по август поставки российских углей в Индию выросли с 100 тыс.  тонн в месяц до 500 тыс. тонн в месяц. Однако в сентябре этот рост прекратился. Почему? Нет возможности вывезти уголь, не хватает провозных мощностей. И это при том, что Индия готова забрать до 30% того объема углей, что ранее предназначались для европейских рынков.

Конечно, нужно учитывать, что азиатские рынки значительно менее маржинальные для угольщиков, в сравнении с европейскими.  Так, цена на энергоуголь в Европе сейчас находится на уровне $370 за тонну. В Китае ценник более, чем на $100 ниже  -  порядка $210 за тонну, а в Индии он и вовсе составляет чуть больше $125 за тонну. Кроме того, азиатские потребители традиционно требуют скидку порядка 30%, пользуясь безвыходным положением российских поставщиков и бравируя якобы собственными репутационными рисками и потерями от работы с подсанкционной экономикой.

Но даже и в этих условиях экспорт угля на Восток нельзя назвать убыточной для российских угольщиков -  маржа с тонны пока сохраняется на уровне $$10-15. Пожалуй, угольщики согласились бы и на меньшую маржу, только чтобы разгружать склады (только в Кемерово сейчас на складах уже накоплено до 20 млн тонн угля, который просто не может никуда уехать) и не замораживать шахты, карьеры и заводы. Но, увы, все упирается в логистику.

И ранее 2026 года эта проблема едва ли сдвинется в мертвой точки, опасается Максим Шапошников, и то лишь при благоприятных экономических условиях. До этого отрасль ждет снижение производства и закрытие части предприятий. Причем это может коснуться не только низкорентабельных и аварийных шахт.