Итоги 2024 года на рынке стали: падение объемов строительства, ослабление рубля и перспективы нацпроектов и экспорта
До наступления нового 2025 года остается чуть больше трех недель и MetallPlace.ru по уже доброй традиции начинает вместе с экспертами и участниками отрасли подводить итоги года. Новые санкционные ограничения, валютные колебания, высокие ставки фондирования на внутреннем рынке, логистические трудности, изменение регулирования и пересмотр стратегий в ключевых отраслях-металлопотребителях, геополитические риски поиска новых рынков и контрагентов - все это и еще множество других факторов - рыночных и не очень - влияли на металлургическую отрасль в прошедшем году. И сталеплавильная отрасль, с которой мы начнем цикл материалов об итогах года, не исключение.
Согласно последнему прогнозу консалтингового агентства «Яков и партнеры», восстановление интереса к стали со стороны потребителей на российском рынке может начаться только после 2025 года. Основные стимулы будут связаны со снижением процентных ставок Банка России и началом реализации крупномасштабных инфраструктурных инициатив. Исследование подчеркивает, что возможности для экспорта стали ограничены (подробнее об экспортном потенциале российской стали читайте в материале - «Восточный экономический форум: азиатские перспективы российского металла»), поэтому металлурги должны искать новые возможности для роста продаж именно на внутреннем рынке.
Эксперты ожидают, что к 2030 году потребление стали на внутреннем рынке сможет увеличиться на 2,7 миллиона тонн, главным образом благодаря росту спроса в машиностроении. Строительная отрасль, в свою очередь, в лучшем сценарии достигнет докризисного уровня спроса к этому времени. О том, что происходит с потреблением стали строительной отраслью на фоне отмены часть популярных ипотечных программ и сокращения лимитов по семейной ипотеке, читайте в нашем материале - «Куда стройка утащит металлургов».
Поговорили со сталеплавильными компаниями, отраслевыми экспертами и экономистами о том, какие основные тренды сформировались в отрасли в 2024 году, какие из них продолжат оказывать влияние на отрасль в следующем году, а какие трансформируются.
Чего ждет отрасль
По итогам года «Северсталь» планирует сохранить объем производства на уровне 11 млн т. Металлопотребление на рынке России по итогам в 2024 года оценивается в 43,70 млн тонн, что на 5,7% ниже показателя 2023 года, приводят данные в компании. «Основным драйвером спроса в этом году выступало машиностроение за счет увеличения производства автомобильной и железнодорожной техники.
На замедление в строительной отрасли в значительной степени повлияло ухудшение условий кредитования на фоне высокого уровня ключевой ставки на протяжении длительного периода и, как следствие, ограничения финансирования. Также негативно повлиял перенос сроков реализации проектов, главным образом инфраструктурного и нежилого строительства.
В энергетике наблюдалось падение спроса как со стороны крупнейших нефтегазовых компаний, так и со стороны регионального рынка, где наблюдался перенос или приостановка проектов на фоне сокращения финансирования», - описывают ситуацию в «Северстали».
В компании также отмечают снижение спроса на экспортных рынках, куда ранее российские производители продавали полуфабрикат. «В текущих экономических условиях, с учетом экспортных пошлин, с учетом слабой цены на экспорт, высоких транзакционных издержек и логистических ограничений, мы видим, что увеличение продаж на экспорт экономически неоправданно. В то же время 20% продукции мы будем вынуждены экспортировать из-за снижающегося спроса в РФ на рынки СНГ, а также, Юго-Востока - Северной Африки и Азии», - прогнозируют перспективы в «Северстали». «В 2025 году наша задача сохранить загрузку мощностей, но, конечно, мы будем гибко реагировать на ситуацию на рынке. Что касается потребления, мы надеемся, что оно сохранится на уровне 2024 года, однако это во многом зависит от кредитно-денежной политики ЦБ, - признают в компании. - В машиностроении в 2025 году мы ожидаем продолжения роста спроса на фоне роста производства легковых, грузовых и коммерческих автомобилей, сохранения высокой загрузки производителей вагонов и ввода новых производств бытовой техники. Спрос в энергетике, главным образом, зависит от интенсивности инвестиционных кампаний крупных нефтегазовых предприятий».
По итогам третьего квартала 2024 года эксперты EVRAZ STEEL отмечают сокращение потребления стальной продукции на 3% к прошлому году в строительстве и на столько же в сфере промышленности. По их данным, обозначившаяся в конце третьего квартала негативная тенденция с потреблением металла в инфраструктурном и промышленном строительстве продолжает усиливаться. «Коэффициент здоровья отрасли стального строительства (КЗО), который вырос до 86% в августе, начав с 80% в январе, в четвёртом квартале откатился до 76% – уровня декабря прошлого года. Причинами, помимо повышения кредитных ставок, стали также сворачивание массовых льготных ипотечных программ, кадровый дефицит и охлаждение потребительских настроений в сегменте чёрного металлопроката», - признают в EVRAZ STEEL. В компании допускают, что в 2025 году отрицательные тенденции на рынке сохранятся. В частности, потребление стальной продукции в строительстве сократится на 4%. Чуть лучше ситуация будет складываться в промышленном сегменте, где снижение может составить около 1%, ожидают в компании. «В контуре компаний EVRAZ STEEL указанные факторы ощутимее влияют на деятельность EVRAZ STEEL BOX и EVRAZ STEEL HOUSE, которые ориентированы на малый и средний бизнес: высокая ключевая ставка и снижение ипотечного финансирования отрицательно влияют на запуск инвесторами новых проектов в этих сегментах. При этом бизнес EVRAZ STEEL BUILDING, ориентированный на крупные инфраструктурные и промышленные строительные программы, пока не подвержен текущей негативной тенденции и намерен продолжить рост в 2025 году, увеличивая плановые поставки для крупных инвестиционных проектов», - описывают ситуацию в компании.
Чего опасаются эксперты
Советник генерального директора Южно-Кавказской железной дороги по стратегическому развитию и проектной деятельности Алексей Лерон:
«В 2023 году российские металлурги произвели стали на 5,6% больше, чем в 2022 году. Объем выплавки достиг 75,8 млн т. Однако в 2024 году динамика не такая радужная. В первом квартале 2024 года объем производства стали в России составил 14,2 млн т, что на 3,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам работы в первом полугодии объем составил 36,7 млн т, что является сокращением на 3,1% относительно аналогичного периода 2023 года. С января по сентябрь 2024 г. выпуск стали в стране уменьшился на 5,5% к объему прошлого года, что составило 54 млн т.
По моему аналитическому прогнозу объем выплавки стали в России по итогам работы сталеплавильной отрасли в 2024 году сократится на 5%, что составит примерно 72 млн т.
Снижение объемов производства стали в 2024 году обусловлено совокупностью внутренних и внешних факторов, которые как сдерживали, так и поддерживали сталеплавильную отрасль.
Одним из главных факторов, тормозивших производство, явилось значительное снижение экспортного спроса на российскую сталь. Экспорт стали за первые девять месяцев 2024 года составил 14,1 млн т, что на 22% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Особенно сильное снижение произошло в сегментах стальных труб (минус 41%) и полуфабрикатов, таких как заготовки и слябы (минус 24%). Наибольшее уменьшение отмечается в экспорте проката с покрытиями — объемы снизились почти наполовину (на 49%).
Основными причинами снижения поставок стали являются международные санкции, введенные в отношении России в ответ на события вокруг Украины, а также экспортные пошлины, введенные в самой России. Евросоюз, ранее являвшийся крупнейшим потребителем российской стали и стальной продукции, полностью запретил её импорт, а Великобритания и США установили высокие заградительные пошлины, достигающие 70%.
Отсутствие спроса на российскую сталь в ЕС и США привело к переориентации экспорта на Азию, но логистические сложности и меньшая маржинальность новых рынков затруднили компенсацию потерь.
Среди важных факторов ограничения спроса на сталь следует рассматривать высокий уровень ключевой ставки на протяжении длительного периода и, соответственно, сужение финансирования.
Еще одним важным фактором, который сдерживал производство стали, является рост издержек. Логистика из-за изменения маршрутов экспорта значительно подорожала. Также увеличились расходы на электроэнергию, оборудование, материалы и комплектующие, в том числе из-за курсовой нестабильности рубля.
Также отмечаются проблемы с модернизацией производств, поскольку ограниченный доступ к западным технологиям и оборудованию замедлил обновление производственных мощностей. К этому стоит добавить снижение внутреннего спроса на сталь и стальную продукцию в отдельных сегментах. Строительная отрасль, несмотря на общую активность, не достигла высокого уровня потребления стали из-за задержек реализации крупных проектов и изменения структуры спроса. Металлопотребление в строительстве снизилось в третьем квартале на 9,8% до 8,3 млн т. Стоит ожидать дальнейшего снижения в связи с паданием объемов строительных работ на фоне постоянного роста ключевой ставки.
Из факторов, которые поддерживали отрасль, стоит отметить рост внутреннего потребления в отдельных секторах. Обеспечивались заказы со стороны инфраструктурных проектов, особенно связанных с модернизацией железнодорожной сети и строительством новых железнодорожных путей (МТК Север-Юг, Восточный полигон, подходы к азово-черноморским портам). В 2024 году машиностроение демонстрировало положительную динамику с высокой загрузкой ведущих предприятий железнодорожного машиностроения. Ожидается, что в конце года сохранится активный спрос на сталь в автомобилестроении, чему способствует увеличение объемов производства «АвтоВАЗ», а также стабильный спрос со стороны компаний, работающих в сегменте железнодорожного машиностроения. В течение года также повышался объем стального проката для оборонных нужд и судостроения.
Следует также отметить, что переориентация на азиатские и ближневосточные рынки, связанная с партнерскими отношениями с Китаем, Индией, Турцией, странами Африки и Ближнего Востока, частично помогла компенсировать сокращение поставок в Европу.
Также немаловажным фактором является развитие внутреннего импортозамещения, которое обеспечивает дополнительный спрос на российскую сталь и стальную продукцию и сокращает зависимость от западных поставок.
При этом государственная поддержка в виде субсидий, налоговых льгот и госпрограмм стимулирует внутренние заказы.
В третьем квартале 2024 года показатель потребления стали упал на 9,2% к аналогичному периоду прошлого года и составил 10,8 млн т. Более того, потребление стали за 9 месяцев 2024 г. снизилось на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Во второй половине года спрос значительно снизился, что связано с избыточными запасами металлопроката, накопленными переработчиками и потребителями в первой половине года, а также недостаточным конечным спросом на продукцию.
Таким образом, я прогнозирую снижение потребления стали в России в 2024 году на 6,5% до объема примерно 43,3 млн т.
Основными драйверами роста потребления стали в России в 2024 году явились машиностроение и автомобилестроение. В этих отраслях наблюдалась высокая загрузка производственных мощностей, особенно у предприятий железнодорожного машиностроения, что поддержало спрос на металлопродукцию. Автомобилестроение также показало рост, в том числе за счет увеличения объемов производства «АвтоВАЗ».
Наибольшее сокращение потребления зафиксировано в строительной отрасли, которая занимает более 65% спроса на металлопродукцию. Это связано с уменьшением объемов строительства многоквартирного жилья, завершением крупных инфраструктурных проектов, высоким уровнем ключевой ставки и снижением доступности ипотечного кредитования (отмена льготной ипотеки и высокие ставки). Также снизился спрос со стороны энергетики и трубной промышленности (к примеру, экспорт стальных труб за первые девять месяцев 2024 г. упал на 41%), что было обусловлено ограничением финансирования и замедлением инфраструктурных проектов.
В третьем квартале 2024 года спрос на металлопродукцию в энергетическом секторе сократился на 15,3%, составив 1,2 млн т. Основной причиной стало снижение активности крупнейших нефтегазовых компаний. Завершение поставок в рамках обустройства Чонской группы месторождений во втором квартале и перенос или заморозка ряда региональных проектов из-за недостаточного финансирования также внесли значительный вклад в спад спроса.
Таким образом, положительную динамику обеспечили секторы, ориентированные на внутренний рынок и государственные заказы, тогда как экспортно-ориентированные и капиталоемкие отрасли столкнулись с трудностями.
В 2024 году экспортные возможности российских сталеваров значительно изменились под влиянием санкций, логистических ограничений и валютных колебаний. Редким положительным трендом с января по сентябрь 2024 года стал экспорт метизов, который вырос на 47%.
Сталевары активно искали новые рынки и находили. Основное внимание уделялось странам Азии, Ближнего Востока и Африки, где спрос на российскую продукцию продолжает сохраняться. Однако, несмотря на адаптацию, многие сделки сопровождались высокими издержками из-за удлинения логистических маршрутов, нехватки провозных мощностей и необходимости скидок для привлечения новых покупателей.
С учетом валютной волатильности и роста расходов на транспортировку маржинальность экспортных операций оказалась под давлением и значительно снизилась. Для сохранения конкурентоспособности использовались механизмы государственной поддержки, такие как льготное кредитование, страхование экспортных рисков через АО «ЭКСАР» (Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций) и субсидирование высокотехнологичных экспортных продуктов.
Таким образом, экспортная деятельность стала более сложной и менее прибыльной для российских сталеваров, хотя компании продолжают адаптироваться к новым реалиям и выстраивать долгосрочные отношения с новыми партнерами.
На 2025 год прогнозы для производства и потребления стали в России остаются умеренно пессимистичными. В лучшем случае можно ожидать, что объем металлопотребления в следующем году в России сохранится на уровне текущего года. Объем производства, вероятно, останется на уровне 2024 года, но может и сократиться примерно на 3% из-за дополнительного снижения экспортных возможностей, вызванного санкциями и ограничениями в логистике. Следует учитывать, что из-за снижения внутреннего спроса металлурги хотели бы переключиться на экспортные рынки, но не все компании могут наращивать экспортные поставки – уровень рентабельности производства не всегда это позволяет. Здесь требуется рост мировых цен на сталь и дальнейшее ослабление рубля. При этом, напротив, текущий мировой спад спроса на сталь может как разогнать цены к уровням 2017-2019 годов, когда фьючерсы на сталь и стальную продукцию торговались примерно на 25% ниже уровня 2024 года.
Экспорт российской стали исчез на традиционных рынках (ЕС, США, Великобритания), а переориентация на новые рынки в Азии и Африке пока не компенсирует потери в объемах и маржинальности. Металлургические компании продолжают сталкиваться с высокими транспортными издержками и валютными колебаниями. Возможности для активного расширения экспортных поставок остаются ограниченными, поэтому металлургическим компаниям следует сосредоточиться на увеличении продаж внутри страны.
Однако потребление стали на внутреннем рынке пока не имеет потенциала для существенного увеличения. Основной рост спроса может обеспечить машиностроение — увеличение производства железнодорожных вагонов. Но для этого необходимо повышать объемы торговли со странами Азии, увеличивать экспортные поставки за счет развития Восточного полигона и расширения провозной способности железнодорожной инфраструктуры в целом. Спрос на сталь могут обеспечить проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры. РЖД должны активно обновлять парк вагонов. На 2025 год РЖД хотят выделить значительную сумму на приобретение нового подвижного состава. На приобретение локомотивов будет направлено 113,9 млрд руб., на их модернизацию — 94,6 млрд руб.
Также потребление стали на внутреннем рынке может быть обеспечено автомобильной промышленностью, трубной отраслью. Строительный сектор может дать дополнительный объем потребления стали (особенно в инфраструктурных проектах), но здесь есть ряд условий. Восстановление новых территорий повысит спрос на сталь, но перспективы прекращения боевых действий пока выглядят слабыми. И, безусловно, требуется снижение ключевой ставки. На спрос непременно повлияют отказ от крупных инфраструктурных проектов в рамках государственных программ и сохранение высокой ключевой ставки в 2025 году.
К этому следует добавить, что снижение спроса может продолжиться в энергетике и нефтегазовом секторе из-за ограниченного финансирования новых проектов и накопленных запасов у потребителей.
Таким образом, отрасль столкнется с вызовами, требующими как переориентации экспортных потоков, так и стимулирования внутреннего спроса через государственные меры. Снижающийся спрос на сталь в России может начать восстанавливаться после 2025 года при снижении ключевой ставки и активизации инфраструктурных проектов».
Экономист Дмитрий Полусуров:
«Снижение производства стали 2024 году выглядит как мировая тенденция.
По данным WSA производство стали в мире за 10 мес 2024 г 1547,3 млн т -1,6% к 2023, в России по данным Росстата (откуда берет данные WSA) - 59,4 млн т. -6,8% к 2023 г. (63,8 млн т) - самое значительное снижение по сравнению с самыми крупными производителями, в октябре 2024 - 5,6 млн т, -15,2% к 2023 г. (5,6 млн т). Для России тенденция понятно с чем связана - нарастающая проблема логистики и расчетов, в связи с санкциями.
Так случилось что основные факторы, определяющие производство стали в России определяется не в России. Геополитика сейчас главный фактор.
Чего ожидать в 2025 г. на рынке металлов и для экономики в целом, которая является драйвером для рынка металлов, станет понятно после 21 января 2025 г., когда после инаугурации Трампа истекут те самые “24 часа”, которые он сам себе отмерил. Понятно, что это была фигура речи, но уже можно будет окончательно махнуть на это рукой, поскольку все инструменты, которые есть у Трампа, были и у Байдена, то есть ничего не изменилось. А опубликованные планы также не содержат ничего нового - они работают, если отказывается только ОДНА сторона. Что если Зеленский и Путин ОБА отказываются?
Никто не знает о чём договорятся Трамп и Путин, даже Трамп и Путин не знает о чём договорятся Трамп и Путин. “За 24 часа” можно только выйти из игры, никаких реальных договоренностей быть не может. Трамп как продавец грамотно продал свои “за 24 часа” во время предвыборной кампании, и в любой момент может сказать, что у него не получилось, оставив Европу самостоятельно решать проблему, которая на пока не планирует сдаваться.
Это значит, что сгоревшего металла скорее всего будет больше, чем функционирующего в экономике. Это противостояние может продолжаться до полного тупика, то есть до полного ресурсного истощения, умноженного на истощение политической воли».
Главный стратег инвестиционной компании «Вектор Капитал» Максим Худалов:
«В течение последних десяти месяцев объем производства стали в России сократился на 96%. Однако отраслевые эксперты утверждают, что снижение спроса на сталь в ноябре и декабре происходило на порядок быстрее, чем в сентябре-октябре. Это позволяет предположить, что в эти два месяца падение спроса на сталь будет еще более интенсивным. В итоге годовое снижение производства стали может достигнуть от 8 до 9 процентов, что, к сожалению, может привести к тому, что общая выплавка стали к концу года не превысит 70 миллионов тонн. Этот результат является неблагоприятным, так как в течение длительного времени объем выплавки не опускался ниже отметки в 72-73 миллиона тонн.
В любом случае, ситуация напоминает период 14-16 годов, поэтому утверждать, что это катастрофическая ситуация для отрасли, некорректно. Однако, если сравнивать с 2022 и 2023 годами, мы видим заметный спад, и этот спад ощутим, в первую очередь, в строительной индустрии, а именно в её трейдерской секции. Ведь не секрет, что около десяти процентов спроса на прокат в России обеспечивают трейдеры, которые заранее закупают металл перед началом строительного сезона, тем самым обеспечивая более стабильную работу металлургических заводов. В этом году, по понятным причинам, трейдеры проявляют крайне низкую активность, не имеют запасов на складах, что уже отражается на загрузке наших сталеплавильных предприятий.
В сфере потребления мы видим, что объемы могут достигнуть уровня 41-42 миллионов тонн, что является уменьшением по сравнению с 46 миллионами тонн в прошлом году — это заметное снижение. В строительной отрасли и производстве стройматериалов, то есть среди трейдеров, также ожидается спад. В машиностроении ожидается снижение объемов, особенно в области вагоностроения, а также в производстве труб — здесь потребление может уменьшиться на 5-7%.
Экспорт, судя по всему, в этом году окажется ниже, чем в прошлом. Это связано с увеличением поставок из Китая на международный рынок. Нам, к сожалению, не хватает возможностей конкурировать с китайскими экспортерами, однако в конце года произошло значительное ослабление рубля. Это является значительным подкреплением для металлургов, позволяющим им конкурировать даже с китайским рынком. Кроме того, в ближайшее время на китайский экспорт будут наложены весьма существенные ограничения со стороны крупнейших экономик. Мы говорим о странах, таких как Индия, Пакистан, Европейский союз, а также о США. Китайскому металлу не рады практически везде. Вопрос в том, что Китай мастерски обходит ограничения на экспорт своего металла, продав его как продукцию, изготовленную в других странах, например, в Вьетнаме или Мексике. Как бороться с этим сегментом потребления, пока не ясно. Тем не менее, девальвация рубля, которая произошла в ноябре, оказалась весьма полезной для российского экспорта проката. Пока действует экспортная пошлина на китайскую продукцию, российский прокат все равно остается конкурентоспособным, даже в сравнении с более дешевым китайским металлом.
Что касается 2025 года, внутренний рынок, увы, не демонстрирует никаких признаков восстановления спроса, и даже при содействии нацпроектов, ориентированных на поддержку определенных секторов, они не смогут компенсировать те объемы, которые упустил строительный сектор. Поэтому, планируя на 2025 год, я бы предположил, что спрос может достичь отметки в 40 миллионов тонн. Единственный выход из положения здесь – экспорт, ибо повторяю: благодаря слабости рубля, российские производители смогут предложить на мировом рынке чрезвычайно выгодные цены. Однако возникает вопрос о возможности воплощения этого потенциала, ведь нарастающее политическое давление на Турцию, вызванное событиями в Сирии, может привести к ухудшению наших торговых отношений с этой страной. Это, в свою очередь, может негативно сказаться на наших возможностях по увеличению объемов сбыта».