Металлурги не пролезли в порты

«Закрытие рынков сбыта на западном направлении резко ограничили объёмы сбыта для российских металлургов и угольщиков. В таких условиях компании вынуждены были перенаправить эти объёмы на другие рынки, в основном азиатские и страны ближнего востока. Полностью компенсировать падение продаж на европейском рынке посредством азиатских рынков не получается, так как европейский рынок был достаточно ёмкий, особенно для металлургических компаний. К тому же надо отметить ограничение ж/д инфраструктуры, которая не может обеспечить требуемый рост объёмов товаров, который хлынул на азиатские рынки», - так описывает текущее положение дел на металлургическом рынке директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров. И к «бедам» металлургов, кажется, добавилась еще одна.

Отраслевая ассоциация «Русская Сталь», объединяющая крупнейших производителей черных металлов в России («Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), «Северсталь», Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК), «Мечел», Evraz, Оскольский электрометаллургический комбинат (ОЭМК), Трубная металлургическая компания (ТМК), Промышленно-металлургический холдинг и Объединенная металлургическая компания (ОМК)»), пожаловалась в ФАС на скачкообразно возросшие тарифы на перевалку грузов в Новороссийском морском торговом порту (НМТП). Как сообщили производители металлов в своем обращении, тарифы на перевалку выросли для всех категорий грузов. Однако для некоторых этот рост составил 8%, а для других категорий грузов — вплоть до 84%. В частности, именно на столько выросли тарифы на перевалку арматуры в Новороссийске. Для прокатов диапазон скачка стоимости тарифов составил от 15% до 65%. Для слябов, труб и железной руды — от 9 до 65%. Такие данные промышленные компании привели в своём письме в ФАС, которое было направлено в службу в конце декабря прошлого года. Достоянием публичности эти материалы стали 17 января уже текущего года.

Металлурги в своём письме указывают, что такой рост тарифов «не соответствует экономической конъюнктуре» и является дополнительным барьером для налаживания экспорта продукции, попавшей под санкции стороны «недружественных» стран, на новые рынки, которые и без того являются менее маржинальными и стабильными. О том, как от обрушившихся на российскую экономику западных санкций пострадала черная металлургия, читайте в наших материалах: "Итоги года: черная металлургия", "Электрокары пройдут мимо металлургов", "Встанут ли сталепрокатные станы?".

«Погрузка проката не должна превышать со всеми допуслугами по стоимости 600 руб/т. Поскольку отрасль сегодня экспортирует прокат с маржой 1,5-2 тыс. руб/т. На этом фоне плата на уровне 1-1,2 тыс. руб/т может приводить к убыточности экспортных отправок. Для угольщиков ценник в 400-500 руб/т является критическим. Затраты выше уже могут приводить к убыткам при отгрузках необогащенного угля», - уверен промышленный эксперт Максим Шапошников. 

Согласны с опасениями металлургов и другие эксперты, которые подчеркивают, что проблемы в портах лишь усугубляют критическую ситуацию с железнодорожными провозными мощностями и низкой маржинальностью экспорта на фоне крепкой национальной валюты (подробнее о проблемах с развитием «Восточного полигона»). «В связи с закрытием высокомаржинальных рынков Европейского союза и США и переориентацией на рынки стран Азии, где цены ниже и востребована продукция с низкой добавленной стоимостью, экспорт практически всех видов металлопроката из России во втором полугодии 2022 года стал убыточным (кроме  НЛМК, продолжающего экспорт слябов в Евросоюз, который в рамках 8 пакета разрешен до 2024 года). При этом ключевой проблемой является не состояние портовой инфраструктуры, а крепкий рубль и ограничения на сети РЖД, в первую очередь на Восточном полигоне», - описывает ситуацию в отрасли генеральный директор Infoline-Аналитики Михаил Бурмистров. Чтобы обеспечить безубыточность российского экспорта стальной металлопродукции в страны Азиатско-тихоокеанского региона (АТР), необходимо ослабление курса рубля хотя бы до уровня 75-80 рублей за доллар, уверен эксперт.

«Проблемы с провозной способностью обострились не только на Восточном полигоне, но и на юге России, где выросла интенсивность пассажирского движения после прекращения работы ряда аэропортов. В январе 2023 года резко замедлился оборот вагонов на сети РЖД и обострился дефицит полувагонов, крытых вагонов и длиннобазных фитинговых платформ», - продолжает Михаил Бурмистров. В таких условиях существует огромный потенциал для построения логистики через порты Балтики, но, безусловно, портовые тарифы должны учитывать текущую рыночную конъюнктуру на рынке металлов и не приводить к дальнейшему снижению рентабельности экспорта ( о том, почему экспорт остается принципиально важным для российской металлургии).

Как трудности, которые испытывают металлурги, выглядят в конкретных цифрах на текущий момент? Впечатляюще. По итогам 2022 года объем перевалки черных металлов через морские порты достиг 26 млн тонн. Это на 15% меньше, чем годом ранее. В целом поставки проката на экспорт упали на 7-9%, приводит данные промышленный эксперт Максим Шапошников. Прокат в значительных объемах поехал не на северо-запад и юг, куда традиционно шло до 15 млн т российского проката и стальных полуфабрикатов, а на Дальний Восток где к такому виду грузов порты готовы плохо и большая часть мощностей предназначены для экспорта угля. Это привело к более медленному обслуживанию стальных грузов и проблемам с поставками угля в порты, описывает эксперт. По оценкам Максима Шапошникова, на адаптацию портовой инфраструктуры к новым реалиям может потребоваться до 2 лет и порядка 100-250 млн руб инвестиций.