Итоги 2024 года на рынке угля: трудности с логистикой, трудности с экспортом и незначительный потенциал внутреннего рынка

До конца 2024 года остается чуть больше недели. И MetallPlace.ru по уже сложившейся традиции все активнее продолжает вместе с экспертами и участниками отрасли подводить итоги прошедшего года. Новые санкционные ограничения, валютные колебания, биржевые запреты и создание альтернативных площадок, высокие ставки фондирования на внутреннем рынке, логистические трудности, изменение регулирования и пересмотр стратегий в ключевых отраслях-металлопотребителях, геополитические риски поиска новых рынков и контрагентов  -  все это и еще множество других факторов -  рыночных и не очень  - влияли на металлургическую отрасль в прошедшем году. В прошлых материалах мы подвели итоги года в черной металлургии и в цветной. Сегодня постараемся разобраться, каким 2024 год стал для рынка угля и его игроков и к чему сегменту готовиться в 2025 году.

В течение первых десяти месяцев 2024 года российский экспорт угля в Китай сократился до 18% от общего объема, что на 5% меньше по сравнению с тем же периодом 2022 года. Такие данные озвучил Центр ценовых индексов (ЦЦИ) на дискуссии Столыпинского клуба «Повышая эффективность экономики. Перспективы энергетической отрасли в разрезе угольного сектора» в начале декабря. По данным ЦЦИ, Россия занимает второе место среди крупнейших поставщиков угля в Китай, уступая лидирующее положение Индонезии. Однако и доля Индонезии уменьшилась, с 58% до 44%. В то же время, доля угля, поставляемого Монголией и Австралией, увеличилась до 15% и 1%, соответственно. Общий объем импорта угля в Китай за этот период возрос с 230 миллионов тонн до 435 миллионов тонн. Аналитики отмечают, что экспорт коксующегося угля из России в Китай неуклонно увеличивается. По данным ЦЦИ, к концу первого десятилетия 2024 года экспорт угля из России в Китай вырос на 8 миллионов тонн ежегодно, достигнув отметки в около 25 миллионов тонн. Помимо этого, ЦЦИ подчеркивает, что распределение рыночных долей экспортеров претерпевает изменения из-за усиления конкуренции, вызванной возвращением Австралии на китайский рынок и увеличением поставок из Монголии.

Однако рост поставок российского угля в Китай ограничен импортной пошлиной, которую Китайский государственный орган в 2014 году установил на антрацит, коксующийся и энергетический уголь в промежутке от 3 до 6 процентов. Эти пошлины не применяются к странам, таким как Индонезия и Австралия, благодаря договорам о свободной торговле. Нулевая пошлина на импорт угля была установлена с 1 мая 2022 года и в последний раз продлена в марте 2023 года до 31 декабря. Министерство энергетики РФ уже высказало намерение продолжить переговоры с Китаем о снятии пошлин на российский уголь.

Поговорили с отраслевыми экспертами и экономистами о том, какие основные тренды сформировались в отрасли в 2024 году, какие из них продолжат оказывать влияние на отрасль в следующем году, а какие трансформируются.

Эксперт по транспортной логистике Института экономики роста им. П А. Столыпина, основатель и главный редактор проекта N. Trans Lab Мария Никитина:

«Цены на уголь упали, доля российского угля в мировой торговле продолжает сокращаться второй год: с 14,2% в 2023 году до 13,2%. Доля российского угля в мировой добыче, по прогнозам, в 2024 году упадет с 4,9% до 4,8% (оценочно — 432 млн тонн против 439 млн тонн годом ранее).

Новые рынки – такие как Индия, Малайзия и т.д. - сильнее удалены, чем главный потребитель российского угля Китай.  В условиях снижения мировой конъюнктуры угольных цен перенаправление на новые рынки делает экономику поставок угля убыточной. Это также связано с фундаментальными факторами низкой конкурентоспособности российского угля. Из-за больших транспортных плеч для Кузбасса это 5-6 тыс. км до портов, против 190 км для Австралии, 90 км для Индонезии. Из-за санкций новые рынки ожидают существенные дисконты на российские углеводороды, в итоге цена на энергетический уголь становится непроходной. Коксующийся уголь и антрацит имеют потенциал для роста, но в целом их для в российских объёмах угля незначительная.

По данным исследования АЦ ТЭК, экономика экспорта энергетического угля убыточна во всех направлениях. Но разница в рентабельности от шахты к шахте колеблется от 2 до 40% рентабельности, что определяется себестоимостью добычи, технологиями и т.д. Большое значение имеют кэптивные угольные порты и вагонные компании. Рентабельность по кэптивным транспортным активам варьируется угольщиками с тем, чтобы продемонстрировать потребность в скидках. Ставки в портах и на вагоны необоснованно завышаются. Например, тариф РЖД на перевозку на расстояние 5-6 тыс. км - это около двух недель работы - равен (а часто меньше) тарифу на перевалку тонны угля в кэптивном порту, которая занимает секунды. Среднесетевая себестоимость РЖД почти в 2 раза выше тарифа на перевозку угля. А себестоимость портовой работы в несколько раз ниже ставки перевалки угля в порту. И наконец, за все эти годы нет ни одного разорившегося портового угольного кэптива или ж/д оператора. Но есть убыточные шахты.

С одной стороны, угольщики говорят об отрицательном нетбэке для всех рынков, а с другой - требуют больше мощностей для проезда угля. Это парадокс: если бизнес убыточный, почему он наращивает объёмы?  Исходя из этого, трудно полагать, что данным угольщиков по реальному дефициту можно доверять. Правительство обсуждает квоту в 55,4 млн тонн на 2025 г на вывоз всех грузов, и только из Кузбасса (90% уголь), угольщики хотят 113 млн тонн на все регионы.

Сегодня 44% угольного бизнеса субсидируется другими отраслями нашей экономики, чем больше будет величина субсидии, тем больше объёмов угля будет производиться и предъявляться к перевозке.  Если уже сегодня сократить субсидию хотя бы наполовину, думаю, что ж/д инфраструктура будет даже избыточной.

Думаю, что тренд на снижение потребления угля в мире и цен на уголь долгосрочный и последовательный. В 2025 снижение продолжится, возможно у этого процесса еще будут откаты, небольшие подъёмы цен (спроса) скорее локального характера, но в целом эра энергетического угля входит в фазу своего последовательного заката.

Что касается российского рынка, мы, наоборот, видим локальный рост спроса на угольную генерацию, даже строительство новых э/э станций на угле. Это связано с ростом регионального майнинга. Но со временем и здесь, в России, угольная генерация станет заменяться газовой и пр».

Управляющий директор рейтингового агентства НКР Дмитрий Орехов:

«По итогам 3-го квартала текущего года цены на коксующийся уголь продолжили падение (около 15% по сравнению со вторым кварталом и более 30% по сравнению с декабрем 2023 г.). Главным негативным фактором для цены является ослабление спроса на сталь в Китае, что повлияло на снижение цен на коксующийся уголь. В первую очередь давление на спрос оказал стагнирующий строительный сектор, со стороны которого в ближайшие кварталы не предвидится позитивных сигналов. При этом следует отметить, что руководство Китая принимает ряд мер по стимулированию спроса в строительном секторе (снижение пруденциальных норм в отношении кредитующих стройку банков, снижение минимального размера первоначального взноса), которые в будущем должны оказать позитивное влияние на спрос.

В то же время поддержку спросу на сталь и коксующийся уголь оказывает увеличивающийся объем потребления со стороны Индии, которая взяла курс на ускоренную урбанизацию.

Важно отметить, что экспорт российского коксующегося угля снизился в первом полугодии 2024 г. более чем на 5% благодаря снижению рентабельности (причины – падение экспортных цен, дорогая логистика, экспортные пошлины в РФ, импортные пошлины в Китае).

Цены на энергетический уголь (базис – FOB Австралия) за 3-й квартал увеличились на несколько процентов за счет роста цен на природный газ (альтернатива энергетическому углю), снижения объемов экспорта угля из Австралии, возросшего импорта со стороны азиатский стран в связи с аномальной жарой (рост потребления электроэнергии для кондиционеров). В целом в ближайшие годы намечается тренд по сокращению цены на энергетический уголь из-за превышения предложения над спросом и давлением со стороны возобновляемой энергетики.

Тренд на снижение экспортных поставок российского энергетического угля обусловлен снижением рентабельности вследствие уменьшения экспортных цен, возросшей стоимости доставки, экспортных пошлин в РФ, импортных пошлин в Китае. Учитывая ограниченные возможности по увеличению рентабельных экспортных поставок в направлении Дальнего Востока, добывающие компании вынуждены направлять часть экспортных объемов через порты Черного и Балтийского мерей, несмотря на более низкую рентабельность».

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства Эксперт РА Мария Коломиец:

«По итогам года мы ожидаем некоторое снижение совокупного производства, в пределах 5% относительно прошлогодних показателей.

В 2024 году объем экспорта снижался, дело в продолжающемся санкционном давлении, сложностях с трансграничными платежами, ограниченными инфраструктурными возможностями на вывоз, а также снижением цен (российские экспортеры были вынуждены предоставлять покупателям скидки). Маржинальность угольщиков в 2024 году находилась под давлением.

Сейчас наблюдается высокая загрузка железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, что оказывает влияние на игроков отрасли. Им необходимо искать альтернативные маршруты – через юг и северо-западные регионы, переориентация маршрутов поставок – это длительный процесс, он явно не разрешится в течение следующего года.

В качестве важного драйвера цены отмечаем снижение экспортных продаж – при сниженных продажах за границу компании сокращают добычу и ориентируются больше на внешний рынок, цены на котором показывают рост».

Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров:

«В 2024 году добыча угля в России вероятно покажет снижение где-то на 3%, до 427 миллионов тонн. При этом основную часть падения добычи можно отнести за счет энергетических углей 330 млн. тонн, а объем по коксующимся углям скорее всего остался на уровне 2023 года – около 98 млн. тонн. Экспорт скорее всего упадет на большую величину, чем добыча, где-то на шесть процентов, до 199 миллионов, так как ситуация на экспортных рынках была тяжелая. Ограничение на экспортных рынках оказали более негативное влияние на энергетические угли, так как объемы их экспорта более значительны, чем коксующиеся.

По потреблению угля внутри РФ скорее всего объемы могли несколько возрасти где-то до 186-190 млн. тонн. Угольщики вынуждены были увеличить поставки внутри страны чтобы хоть как-то компенсировать падение на экспорте.

В 2024 году экспортные возможности российского угля резко ухудшились, когда летом почти весь сектор попал в санкционный список. Угольщики были вынуждены ориентироваться исключительно на Китай, а Япония и Корея (премиальные рынки) закрылись. На рынке Китая была не очень удачная ценовая конъюнктура, в результате чего поставки в этом направлении стали менее рентабельны. Плюс на рынок Китая снова вернулась Австралия, что дополнительно оказывает негативное влияние на конкуренцию и цены.

Вероятно, проблемы с логистикой и нормальным вывозом угля, особенно из Кемеровской области, еще остаются.

Вероятно, проблемы с экспортом угля из-за санкций сохранятся в 2025 году, и российские угольщики вынуждены будут сокращать добычу. Не исключаем вероятность каких-то банкротств из-за плохого сбыта и высоких процентных ставок в стране.

Динамика вероятно будет негативной».

Советник генерального директора Южно-Кавказской железной дороги по стратегическому развитию и проектной деятельности, кандидат экономических наук Алексей Лерон:

«Добыча угля в России по итогам 2023 года была на уровне 438 млн тонн. За первые девять месяцев 2024 года добыча угля сократилась на 1,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года, составив 310 млн тонн. Объем производства каменного угля уменьшился до 242 млн тонн (-3,3% к объему прошлого года), при этом антрацита добыли лишь 15,8 млн тонн, что на 18,2% меньше прошлогоднего показателя. В то же время производство коксующегося угля выросло на 8,4% в сравнении с прошлым годом, достигнув 83 млн тонн. Прочих видов каменного угля добыто 143 млн тонн, что на 7,2% ниже прошлогоднего уровня. Добыча бурого угля, напротив, увеличилась на 4,4%, достигнув 68,4 млн тонн. Учитывая текущие тенденции и сложности на мировом и внутреннем рынках угля, полагаю, что добыча угля сократится примерно на 2%, т. е. составит порядка 429 млн тонн.

Следует отметить ряд факторов, которые тормозили производство угля в России. Во-первых, в целом в мире снижается экспортный спрос. Конкретно для России произошло сокращение поставок в традиционные регионы, такие как Европа. Это приводит к уменьшению объемов добычи. Во-вторых, существуют логистические ограничения. Недостаточная пропускная способность железнодорожной инфраструктуры и портов на восточном направлении затрудняла перенаправление экспортных потоков в Азию. В-третьих, экономические санкции, введенные рядом стран, усложняют финансовые операции.

При этом существуют факторы, поддерживающие производство угля в России. Потребление угля в энергетическом секторе России оставалось стабильным в течение года, обеспечивая базовый уровень добычи. Государственная поддержка, направленная на техническое перевооружение предприятий и развитие инфраструктуры, способствовала поддержанию производства.

Необходимо также отметить тот факт, что в начале мая 2024 года правительство приняло решение временно отменить экспортные пошлины на энергетический уголь и антрацит, чтобы поддержать угольную промышленность. Эта мера должна была действовать с 1 мая по 31 августа, однако в конце августа ее продлили до конца года. Позже были установлены особые условия для бурого угля: пошлины на его экспорт не применяются, если средняя экспортная цена в течение календарного месяца не превышает $63 за тонну. С 1 декабря правительство отменило экспортную пошлину на коксующийся уголь.

Что касается вопроса, какой вид угля оказался под наибольшим давлением в 2024 году, то здесь стоит сказать, что энергетический уголь оказался под большим давлением из-за снижения экспортного спроса и логистических ограничений. Металлургический уголь, используемый в производстве стали, также испытал трудности, но в меньшей степени, благодаря стабильному внутреннему спросу со стороны металлургических предприятий России.

В качестве причин давления на энергетический уголь необходимо указать общую переориентацию мировых рынков на возобновляемые источники энергии. Многие страны сокращают использование угля в энергетике, что снижает спрос на энергетический уголь. Также свою роль играет конкуренция на азиатских рынках. Высокая конкуренция со стороны других поставщиков, таких как США, Индия, Индонезия и Австралия, затрудняет расширение присутствия российского энергетического угля в регионе.

В 2024 году Россия сократит свое присутствие на мировом рынке угля. Доля страны в мировой торговле углем снизится с 14,2% в 2023 году до 13,2%, а в мировой добыче уменьшится с 4,9% до 4,8%. Причинами этого падения стали проблемы с экспортной логистикой и усиление конкуренции. Так, за десять месяцев 2024 года доля российского угля на рынке Китая сократилась до 18% с прежних 23%. Это связано с увеличением поставок из Монголии и возвращением Австралии на китайский рынок. Также следует отметить, что Индия и Китай наращивают собственную добычу.

В целом угольная промышленность России в 2024 году столкнулась с серьезными вызовами, требующими адаптации и поиска новых рынков сбыта.

В 2023 году общее потребление угля в России увеличилось на 14,7%, достигнув 181,6 млн тонн. Основным фактором этого роста стал высокий спрос со стороны промышленного сектора, особенно металлургических предприятий. Работа металлургических предприятий создает внутренний спрос на коксующийся уголь. По моему прогнозу потребления угля на российском рынке в текущем году останется примерно на уровне 2023 года.

Что касается текущего года, то здесь следует отметить ряд факторов, способствовавших стабильности спроса. Увеличилось потребление электроэнергии в промышленности. Рост промышленного производства привел к повышенному спросу на электроэнергию, что, в свою очередь, поддержало потребление угля в энергетическом секторе. К этому стоит добавить, что основные потребители угля на внутреннем рынке — это электростанции (54% от общего объёма поставок на внутренний рынок РФ) и металлургические/коксохимические заводы (20% от всего внутреннего потребления).

При этом низкая пропускная способность транспортной инфраструктуры ограничивала возможности по увеличению поставок угля на внутренний рынок.

В 2024 году российские угольные компании столкнулись с серьезными вызовами, включая снижение экспортных возможностей, ограничения инфраструктуры, рост расходов на обслуживание кредитов, давление на маржинальность бизнеса (падение мировых цен) и необходимость адаптации к новым рыночным условиям. Ожидается, что общий объем экспорта угля из России в 2024 году уменьшится на 6%, составив 199 млн тонн. Доходы от экспорта угля в 2024 году окажутся примерно на 20% ниже уровня 2021 года, что обусловлено необходимостью предоставления скидок для привлечения покупателей и снижением мировых цен. Прогнозируется, что экспорт энергетического угля из России сократится на 8%, достигнув 149 млн тонн. Ограниченная пропускная способность транспортной инфраструктуры, особенно на восточном направлении, затрудняет увеличение поставок в азиатские страны.

Фактором, улучшающим положение угольных компаний на экспортном рынке, безусловно, является повышение доходов в рублях. Ослабление рубля увеличивает рублевую выручку экспортеров, так как продажи осуществляются в иностранной валюте. Однако девальвация также приводит к удорожанию импортного оборудования и материалов, что повышает операционные расходы компаний.

Анализируя негативные факторы, следует сказать, что после введения санкций и закрытия европейского рынка российские угольщики активно наращивают поставки в Китай, Индию, Турцию, Тайвань и Южную Корею. Но несмотря на усилия по диверсификации, российские компании сталкиваются с жесткой конкуренцией на азиатских рынках, что ограничивает возможности для значительного увеличения экспорта.

Падение мировых цен на уголь, рост транспортных расходов, рост расходов на обслуживание кредитов и увеличение налоговой нагрузки привели к снижению рентабельности экспорта. Некоторые компании сообщают о рекордно низкой рентабельности, а угольная отрасль в целом впервые становится убыточной. Отрасль находится на грани серьезного кризиса, который по итогам года может обернуться убытками в размере 450 млрд рублей, превышающими совокупную прибыль, полученную в 2020–2021 годах.

На данный момент проблема логистики угля в России остается актуальной, особенно в части дефицита провозных мощностей на Восточном полигоне. В 2024 году ситуация продолжает быть напряженной из-за ограниченной инфраструктуры и высокой загрузки существующих транспортных маршрутов.

Дефицит провозных мощностей в России оценивается в 15–20 млн тонн угля в год, особенно это касается железнодорожных путей на востоке страны. Восточный полигон, являясь ключевым для экспорта угля, работает на пределе своих возможностей. Это приводит к задержкам в перевозке угля и снижению общей эффективности экспорта.

В ближайшие годы предполагается активное развитие инфраструктуры, в том числе расширение железнодорожных путей, а также строительство новых терминалов и перегрузочных комплексов. Однако полное решение проблемы ожидается не ранее чем через 7–10 лет, когда будут завершены масштабные проекты.

Прогноз производства и потребления угля на российском рынке в 2025 году зависит от множества факторов, как внутренних, так и внешних.

В 2025 году ожидается незначительное снижение в объемах добычи угля, с возможным падением на 1-2% по сравнению с 2024 годом. Прогнозируется, что объемы добычи могут оставаться на уровне 420-425 млн тонн, в зависимости от состояния мировой экономики, спроса на уголь и транспортной инфраструктуры в России.

Внутреннее потребление угля в России в 2025 году, скорее всего, останется на уровне 2024 года. Стабильность потребления будет зависеть от спроса на электроэнергию, металлургическую продукцию и углеродных квот.

С увеличением потребности в энергии для теплогенерации и промышленного производства, а также с учетом дефицита мощностей в некоторых регионах, спрос на уголь для электростанций может расти. Может произойти увеличение спроса на коксующийся уголь из-за роста промышленного производства.

В связи с возможным введением санкций против угольной отрасли некоторых стран (например, Австралии) Россия может получить дополнительные экспортные возможности на внешних рынках, таких как Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии.

Поддержка угольной отрасли со стороны государства, включая налоговые льготы, субсидии, а также улучшение условий для новых инвестиций в добычу угля может послужить положительным фактором.

Что касается негативных факторов, то на Восточном полигоне и других ключевых маршрутах для угольных перевозок остаются проблемы с дефицитом инфраструктуры. Нехватка железнодорожных мощностей и перегрузка существующих маршрутов может сдерживать рост производства и потребления угля.

Существование высоких цен на перевозки и логистику, включая рост тарифов на железнодорожные перевозки и стоимости топлива, может привести к увеличению расходов для угольных компаний, что ограничит рост их прибыли.

В связи с глобальными усилиями по снижению углеродных выбросов и переходом на более экологичные источники энергии, уголь будет сталкиваться с растущим давлением со стороны международных рынков и экологических организаций. Давление со стороны мирового сообщества на использование угля как высокоуглеродного ресурса будет расти.

Также нестабильность мировых цен может оказать негативное влияние на финансовое положение российских угольных компаний. Из-за низких мировых цен на уголь и необходимости предоставления скидок российские угольщики могут столкнуться с более низкой маржинальностью экспорта, что приведет к снижению общей прибыльности отрасли.

На фоне ослабления российской валюты в 2025 году можно ожидать несколько ключевых изменений на рынке угля как в России, так и в мире. Можно ожидать роста цен на уголь в России на 5–10%, что будет обусловлено ослаблением рубля и повышением расходов на добычу и транспортировку. Мировые цены на уголь останутся стабильными или будут колебаться в пределах 3–5% роста в зависимости от сезонных факторов, конкуренции, мирового спроса и стабильности геополитической ситуации.

Ослабление рубля может привести к удорожанию угля на внутреннем рынке. Это связано с тем, что многие угольные компании ориентируются на экспорт, и ослабление рубля делает российский уголь более конкурентоспособным на международных рынках, что поднимает его стоимость для отечественных потребителей. Цены также будут поддерживаться спросом в энергетическом и металлургическом секторах.

Кроме того, с учетом растущих расходов на железнодорожные перевозки и инфляции в России, в целом увеличение цен на транспортировку угля, а также рост издержек на топливо могут привести к дополнительному удорожанию угля на внутреннем рынке.

Ослабление рубля не приведет к росту цен на российский уголь на внешних рынках. Поставки угля на азиатские рынки могут стать более выгодными для России. Однако конкуренция с другими производителями, такими как Австралия и Индонезия, остается значительной.

На мировом рынке спрос может быть поддержан высокими ценами на нефть и газ. Однако экологические нормы и постепенный переход на зеленую энергию могут сдерживать устойчивый рост цен на уголь».

Специалист департамента стратегических исследований компании ТР Николай Вавилов:

«Российские угольщики в уходящем году столкнулись с логистическими трудностями, санкционными издержками, и общим сокращением рентабельности угольной отрасли во всем мире. Именно поэтому общий экспорт угля из России в различные страны по итогам года снизился по отношению к предыдущему периоду на 6%, до 199 тонн – указано в отчете МЭА (Международного энергетического агентства).

Основные факторы, которые тормозили угольную отрасль в 2024 году можно назвать следующие; падение мировых цен на уголь, рост транспортных расходов на логистику, западные ограничения на импорт необходимого оборудования и затруднение с проведением платежей у иностранных покупателей.

Между тем, санкционные ограничения стран G7 неожиданно дали и положительный эффект. Угольные компании РФ были вынуждены увеличивать инвестиции в инфраструктуру добычи угля внутри нашей страны, а Минэнерго для поддержки угольной отрасли в этот непростой период рекомендовал правительству совершить важные действия в плане продолжения переговоров с Китаем об отмене импортных пошлин на российский уголь, выделить региональные квоты для угольщиков на вывоз экспортного угля не только на восток страны, но и на северо-запад и юг, не увеличивать НДПИ для угледобывающих компаний в санкционный период, и многое другое.

Другим серьезным триггером роста угольной отрасли стал внутрироссийский спрос на уголь со стороны промышленности. И прежде всего металлургических компаний. По оценкам независимых источников общий объем потребления угля в России в 2024 году составит примерно 260 тонн. А вот маржинальность экспорта российского угля за рубеж в этом году в основном снизилась из-за вышесказанных глобальных экономических причин. Причем наиболее “пострадали” от этого энергетические марки угля в первой половине года. Однако во второй половине текущего года падение объемов энергетических марок был нивелировано за счет увеличения числа морских перевозок, которые показали прирост примерно на 30%.

Что касается общего прогноза экспорта российского угля за рубеж на будущий год, то он вырисовывается не в лучшем виде, так как мировые котировки угля продолжают стагнировать, хотя ноябрьское ослабление рубля предоставило нашим экспортным компаниям определенные ценовые преференции.

Причины снижения угольных котировок на мировых биржах в будущем году известны и общепонятны: резкий рост предложения сжиженного природного газа на рынке энергии – основного конкурента угля, а также пресловутая раскрученная “зелёная” повестка и уменьшение государственных квот на выброс углекислого газа в атмосферу будут давить на биржевые угольные цены во всем мире. Кроме того, замедление темпов развития китайской экономики также влечёт за собой снижение потребления угля, а значит и цен на него.

Что касается прогноза угольной отрасли на будущий год в нашей стране, то он также не утешителен. Планируемое сокращение добычи угля составит от 5 до 10% по отношению к прошлому году, в связи с медленными темпами восстановления металлургической отрасли после февральского обвала котировок акций на Мосбирже в 2022 году, и увеличивающимся санкционным давлением западных стран».

Начальник аналитического отдела ИК «РИКОМ-ТРАСТ», кандидат экономических наук Олег Абелев:

«Объем производства энергетического угля будет примерно 190-200 млн тонн, коксующегося или металлургического угля – 80-90 млн тонн. Потребление будет примерно сопоставимо по объемам. 150-170 млн тонн и 60-70 млн тонн соответственно.

Экспорт сократится примерно на 10-12%. Общий объем экспорта угля ждем в районе 200 млн тонн, а энергетического угля на уровне 150 млн тонн. Причина снижения вполне понятна – нужны дисконты для привлечения покупателей. В 2024 г на мировых рынках угля цены снизились и, скорее всего, в течение ближайших 2-3 лет экспорт будет снижаться и энергетического угля, и коксующегося примерно на 5-7%. Помимо необходимости давать дисконты из-за более низких цен, еще есть проблема сложности проведения трансграничных платежей при торговле с покупателями. Эти две причины будут снижать объем экспорта.

Было бы хорошо, если бы общее производство восстановилось в диапазоне 202-230 млн тонн по энергетическому углю, а по металлургическому углю на уровне 100 млн тонн. Но с учетом текущей рыночной конъюнктуры на рынке угля, говорить об этом не приходится. Скорее всего, мы увидим стагнацию по производству и по потреблению и даже снижение на 5-10%».